Генри Лайон Олди
Родился - 13 ноября 1990 года.
Ге́нри Ла́йон О́лди — псевдоним украинских писателей-фантастов Д. Громова и О. Ладыженского. Соавторы пишут как фэнтези, так и научную фантастику. Олег Ладыженский также известен как поэт, его стихи вошли во многие книги дуэта. Кроме того, Г. Л. Олди — в числе ведущих литературных критиков в области фантастики. Статьи Олди, публиковавшиеся в журналах "Мир фантастики" и "Если", получили ряд премий в области критики. Известен также своими переводами иностранных авторов, например, Каттнера и Вэнса.
Дмитрий Евгеньевич Громов родился 30 марта 1963 года в Симферополе, с 1974-го живет в Харькове. Окончив с отличием Харьковский политехнический институт, работал инженером-химиком, закончил аспирантуру, но защищать диссертацию не стал, переключившись на ли-тературную деятельность. Женат, имеет сына. Серьезно увлекается хард-роком (о творчестве группы Deep Purple даже издал монографию), актёр театра-студии «Пеликан», имеет коричневый пояс по каратэ-до. Фантастические произведения регулярно пишет с 1976 г. Первая пуб-ликация — рассказ «Координаты смерти».
Олег Семенович Ладыженский родился 23 марта 1963 года в Харькове. Женат, растит дочь. По окончании института культуры получил специальность "режиссёр театра". С 1984 года работает режиссёром театра-студии «Пеликан», поставил более 10 спектаклей, в том числе — по произведениям Аркадия и Бориса Стругацких. Лауреат Второго Всесоюзного фестиваля театральных коллективов 1987 г. Член Междуна-родной ассоциации национальных объединений контактного каратэ-до, старший инструктор школы Годзю-рю, имеет черный пояс, судья международной категории. Фантастику пишет с 1990 года (в соавторстве с Дмитрием Громовым). Первая публикация — рассказ «Счастье в письменном виде».
«Бездна голодных глаз» — причудливая, безумная и невероятно увлекательная смесь фантастики, исторического романа, стихов, магии и театральных подмостков. Книги цикла объединены образом Бездны голодных глаз — совокупности потенциальных сущностей, единствен-ной целью которых является воплощение любой ценой. Главным героям предстоит испытание Бездной — проверка человеческой личности на прочность.
Первая книга «Дорога» (1990—1991) состоит из ранних рассказов. По замыслу авторов, их сюжеты образуют единый надсюжет, затрагивающий множество философских проблем: соотношение души и смерти, смерти и бессмертия, бессмертия и творчества, людского и животного начал, сосуществование различных форм жизни, эволюция человеческого и нечеловеческого разума. Авторы словно нащупывают путь, по которому будут идти в дальнейшем.
Романы «Сумерки мира» (1992) и «Живущий в последний раз» (1991) продолжают основную сюжетную линию — но сдвинутую на много лет в будущее. Бессмертные, чуждые миру, где очутились, приходят ему на помощь, наконец обретя предназначение, а их потомки учатся дружить, любить и просто жить вместе, постепенно становясь настоящими людьми.
Повесть "Витражи патриархов" (1991) - одна из драгоценных жемчужин и этого цикла, и всего творчества Олди. Тут слово становится Словом, стихи - Стихиями, способными перевернуть мироздание до основания или спасти его от гибели. Эта короткая повесть — изящное напоминание всем Мастерам об ответственности за свои творения. Один из главных героев цикла Сарт совершает то, что и положено герою, — спасает мир, возвращает ему утерянную душу: на смену волшебству Поэзии приходит волшебство Театра. Оно в свою очередь несёт в себе как гибель, так и спасение, но до тех пор, пока есть кому стоять между Бездной и людьми, мир будет существовать. Ещё один роман этого цикла, «Ожидающий на перекрёстках» (1992—1993), показывает, сколь хрупкой может быть вера в чудеса: чтобы её возродить, требуются объединённые усилия вчерашних врагов.
В повести «Страх» (1991), содержащей очередной рассказ о взаимодействии человека и Бездны, впервые рождается цветистый, поэти-ческий стиль, отличающий следующий пласт творчества Олди — героические циклы.
Несмотря на новизну, изящество и мастерское исполнение «Бездны», серия эта отличается некоей элитарностью и предназначена для вдумчивого, эрудированного читателя. Крупные произведения Олди на мифологические сюжеты более демократичны. Именно к ним в пер-вую очередь относится придуманный писателями термин «философский боевик» — книга, которая сочетает динамичность и увлекательность сюжета с глубиной затрагиваемых мировоззренческих и общечеловеческих проблем. Конечно, философские боевики писались и ранее — к примеру, «Властелин Колец». Однако неоспоримая заслуга Олди — в возрождении этого жанра в русскоязычной фантастике и его адаптации к восприятию современного читателя.
Если запустить по разным странам и эпохам метамира Олди воображаемого путешественника, то его дорога окажется весьма извилистой — как в пространстве, так и во времени. Начнёт он путь в средневековом Кабирском эмирате, расположенном где-то в Средней Азии, затем отправится на запад и на много лет назад, в Древнюю Грецию, повернёт обратно и, переместившись на несколько веков вперёд, доберётся до Китая; потом направится на юг, в Индию, затерявшись при этом в далёком прошлом, и, наконец, вернётся в средневековье, в Восточную, а затем Западную Европу.
Мир "Пути меча" (1994) оказался одним из наиболее удачных. Олди впоследствии дважды возвращался к нему - в сиквеле "Дайте им умереть" (1996) и приквеле «Я возьму сам» (1998). Сюжетная находка превосходна: оружие — не инструмент убийства, не средство угрозы, а... друг?! Верный спутник, полноправный партнёр в демонстрации совершенного владения боевым искусством. Однако реальность внезапно нарушает сложившуюся в веках идиллию: оружием начинают убивать. Персонажи встают перед сложнейшей нравственной дилеммой — и успешно справляются с ней. Впрочем, время всё равно привносит в Мир Меча новые проблемы, которые требуют уже других ответов, однако разрешать их по-прежнему будут люди, способные не потерять себя в любых обстоятельствах. Несколько иная мысль раскрывается в романе «Я возьму сам». Завоеватель и гениальный поэт Аль-Мутанабби не приемлет жизненной предопределённости; гордость и стремление к свободе заставляют его разрушить искусственный рай — и прежде недостижимая цель становится близкой и доступной: он завоевывает Кабир не мечом, но стихом.
Роман «Герой должен быть один» (1995) не столь оригинален, как Кабирский цикл, ибо переосмысление античных и легендарных сюжетов встречалось в литературе и ранее. Безусловное достижение авторов — в избавлении от канонической эпичности повествования без отказа от его глубины и драматизма. Олди спускают персонажей с небес на землю: античные боги могут иной раз оказаться и слабее, и гуманнее смертных; те, в свою очередь, получают возможность стать вровень с сильными мира сего и даже взять над ними верх. С одной стороны, Геракл — живое оружие, способное в минуту безумия расправиться с неуязвимым и бессмертным. Но он же — сила человечности, которая уравновешивает смертоносную мощь своей первой половины. Герой должен быть един, лишь тогда он способен одержать победу не только в битве с любым противником, но и в борьбе с самим собой.
Авторы ещё раз обращаются к античным мифам в дилогии «Одиссей, сын Лаэрта» (1999—2000), где шаг за шагом показывают, как происходит расширение номоса, индивидуального мирка человека, до пределов космоса, отмечая, что достигается это через любовь. Надо любить всё, что входит в твой номос, настойчиво утверждают авторы. Любить, несмотря ни на что...
Поклонники книг Олди высоко ценят роман «Мессия очищает диск» (1996) с великолепно прописанным антуражем: можно бросить взгляд изнутри на таинственный Шаолинь, встретиться с персонажами малоизвестной китайской мифологии, оценить неожиданные компьютерные аналогии. Но и философские составляющие по-прежнему ощутимы и весомы. Нельзя жить одним лишь минувшим, каким бы дорогим сердцу оно ни было. Человек, застрявший в прошлом, представляет угрозу для будущего: молох остановившегося времени непременно потребует жертв. Но если найдётся тот, кто готов пожертвовать собой, а не другими, мир не погибнет.
Индийское фэнтези «Чёрный баламут» (1996—1997) — одна из наиболее масштабных книг Олди, содержащая несколько различных по идейной направленности сюжетных линий. Это роман об ответственности творца за своё создание, о том, что и самые лучшие намерения, реализованные в нарушение свободы воли, могут обернуться смертельной опасностью. Здесь очень сильны психологические мотивы, показана духовная эволюция сразу нескольких центральных персонажей.
Европейскую серию романов Олди начали ещё в 1996 году повестью «Пасынки восьмой заповеди». Небольшая по объёму, она, тем не менее, ничуть не уступает романам авторов по яркости созданных характеров, накалу чувств, остроте интриги. Дети загадочного Самуила-турка могут красть части чужих душ. Умение пугающее, исполненное соблазна. Однако врожденная доброта, бескорыстие и стремление к справедливости сводных братьев и сестёр позволяет им сохранить душевную чистоту. Даже дьявол, пообщавшись с ними, впадает в «грех» праведности. Лишь перед одним человеком оказываются бессильными дети Самуила — перед тем, у кого нечего красть, кто сам утратил ду-шу; однако и тут приходит на помощь их готовность делиться самым дорогим. И просто великолепен заключительный виток повествования: причинно-следственная петля, неожиданным образом замыкающая сюжет.
Роман «Рубеж» (1998—1999, в соавторстве с А. Валентиновым, М. и С. Дяченко) для своего времени был весьма смелым экспериментом — впервые над одной вещью работало столько авторов, каждый — со сложившимся стилем и восприятием. И эксперимент этот, несмотря на некоторые неизбежные шероховатости, вполне удался: роман похож на фильм, снятый разными камерами, что добавляет ему рельефности и правдоподобия. Это книга о том, как трудно ломать барьеры, разделяющие людей, и преграды, отделяющие себя-теперешнего от себя-истинного. О том, как обманчивы стереотипы и как сложна и запутанна реальная жизнь. Об относительности добра и зла и о промежуточных стадиях между этими полюсами. О том, что каждый из нас в действительности не одинок в этом мире, пускай и не всегда это осознаёт. И ещё много о чём.
«Маг в законе» (1999) — криптоисторико-мистический роман, также очень увлекательный и многоплановый. Здесь и трагедия учителя, который не может дать ученику больше, чем имеет сам, потому что учит лишь брать, ничего не отдавая взамен. И жестокие испытания, как физические, так и нравственные, которые дают каждому возможность познать себя. Раздумья о соотношении Искусства и Закона. Красочная панорама российской жизни конца 19 века, на которую искусно нанесены мистические мазки, наполняющие её новыми оттенками. Несмотря на обыденность, привычность большинства реалий, «Маг в законе» вполне достоин быть отнесённым к героической серии благодаря своей масштабности, динамичному сюжету, сильным живым персонажам.
Основное допущение романа «Богадельня» (2001) вызывает в памяти слова Достоевского о том, что никакая высшая гармония не стоит слезинки хотя бы одного ребёнка. А если высшая гармония зиждется не на слезах, а на божественном блаженстве? Движимый тягой к тай-ному знанию, которое должно обеспечить обществу стабильность и безмятежность, врач Бурзой порождает божество, дарит миру чудеса — и при этом лишает собственную дочь возможности прожить свою жизнь. Да и стабильность эта построена на противоестественном разделении души и тела, разрушении связи, созданной Творцом. «Песни Петера Сьлядека» (2001—2003), формально продолжая «Богадельню», на самом деле являются своеобразной предтечей цикла «Фэнтези». Авторы возвращаются к сказочной структуре, но уже на качественно новом уровне мастерства. Композиционное объединение повестей в единый роман несколько спорно, но книга достаточно интересна и написана превосходным языком — а что ещё нужно читателю от сборника сказок?