Best Gothic анонсирует ФРПГ в мире Готики. Старт приёма заявок 08.03.2025

Подробности здесь: Концепция игры и приём анкет (ФРПГ ВвМ)

Перейти к содержимому

Фотография

Алан Дин Фостер


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Вайпер

  • Маршал

    Репутация
    74
  • 774 сообщений

Отправлено 05 августа 2014 - 13:31

  rdiJz8O.jpg?1

 

Алан Дин Фостер

 

Родился 18 ноября 1946 года

Псевдоним - Джордж Лукас.

 

Жизнь Алана Дина Фостера никакими особенно  сенсационными событиями не блещет.  Родился он 18 ноября 1946 года в семье нью-йорк-ского коммивояжера Максвелла Фейнберга, позже сменившего фамилию на Фостер. После окончания Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе с двумя дипломами — политолога и киноведа) и службы в армии будущий писатель работал в одном из литературных агентств и преподавал теорию кино в alma mater и лос-анджелесском Городском колледже. Некоторое время проживал в Канаде (которую он, кстати, и представлял на той московской конференции 1987 года), а последние годы доживает в самой что ни на есть глуши - в штате Аризона, в ма-леньком городке Прескотт, вблизи индейской резервации Явапа, расположенной у подножия горы Спрюс. Увлекался дзюдо (имеет красный пояс), коллекционирует раритеты научно-фантастической литературы и картины художников-фантастов, играет в баскетбол, слушает клас-сическую музыку, интересуется историей кино, любит походы и серфинг.

Звезда Алана Дина Фостера взошла в 1976 году, и ее блеск и величие на небосклоне американской фантастики поистине уникальны. Фостер не раз высказывался в духе: «Ну что я — это все кино…» Действительно, кино «сделало» Алану Дину Фостеру если не имя, то по крайней мере деньги и репутацию надежного профессионала.  В той специфически американской сфере деятельности, которая в большей степени отно-сится к ремеслу, нежели к искусству, и называется мудреным словечком «новеллизация».

Новеллизация это когда писатель заключает со студией контракт, получает на руки готовый сценарий и превращает его в роман. Автору гарантирован бестселлер — книжку мгновенно раскупят те, кто только что просмотрел фильм (новеллизация обычно поступает в продажу чуть-чуть позже или одновременно с выходом картины на широкий экран); а киностудии причитается половина доходов от продажи книги.

Все по-американски деловито, обоюдовыгодно и справедливо. Что в таком случае выигрывает литература, пусть и не с большой буквы, в данном случае вопрос праздный. Новеллизации — это сфера тех, кто делает деньги.

И среди таковых Фостер - безусловный корифей. Достаточно вспомнить фильмы, по которым он подготовил новеллизации: "Темная звезда", "Чужой", "Чужие" и "Чужой-3", далее - "Черная дыра", "Внеземелье", "Битва титанов", "Тварь", "Крулл", "Последний звездный боец", "Человек со звезды","Бледный всадник", "Чуждостранцы". Ну и, конечно, "фильм фильмов" фантастического кино, "Звездные войны" Джорджа Лукаса!

Впрочем, здесь кроется нечто странное. Новеллизации все-таки выходят подписанные именами писателей. А на томике, озаглавленном «Звездные войны» и, надо сказать, без особого шума появившемся на книжных прилавках в самом конце 1976 года, значилось имя, в мире литературы никому не ведомое: Джордж Лукас. А вот имя писателя Алана Дина Фостера в мире американской научной фантастики уже было известно. Не слишком, но известно: шесть опубликованных книг, в основном, добротная приключенческая «космическая опера», сделанная на хорошем литературном уровне. Однако, повторюсь, никто не связал «Звездные войны» с Фостером.

А в следующем году на экраны вышел фильм "Звездные войны" - и Джорджа Лукаса узнал весь мир. Не исключая мира литературной научной фантастики: за считанные месяцы книга неоднократно переиздавалась, и тираж ее бодро перевалил за миллион, а затем - за два, три! За-интригованная публика начала строить догадки: кто был тем "негром" (у американцев есть другой термин ghost writer - "автор-призрак"), который год назад "пахал" за режиссера, в ту пору практически неизвестного публике. Век тайны "и.о. Лукаса" оказался коротким: уже в начале 1980-х общественное мнение утвердилось в мысли, что роман-тезка великолепного фильма написан Аланом Дином Фостером. Хотя тот долго отмалчивался и лукаво отнекивался, да и на более поздних переизданиях по-прежнему значилось имя режиссера, а не писателя.

Но зато потом, на всем протяжении своей писательской биографии, Фостер постоянно чувствовал «подпорку». И, скорее всего, был рад, что не пожадничал, отдал все лавры другому. Незримая аура творца литературных «Звездных войн» постоянно сопровождала писателя все эти два десятилетия, и когда у создателей очередного кинематографического супербоевика только начинала брезжить мысль о том, кому пору-чить новеллизацию, подходящую кандидатуру долго выбирать не приходилось.

Первой публикацией Фостера стал рассказ "Некоторые замечания относительно зеленого ящика", опубликованный в сборнике "Коллекционер Аркхэм-хауса" (1971). За этой публикацией последовали другие - в журналах и антологиях. Однако подлинная известность пришла к Фостеру с первыми романами из серии о галактическом "Содружестве". Это и «космическая опера» — и не совсем.

Для начала интересно уточнить название цикла. Сам автор называет будущее космическое суперправительство Университетом Содружества, и в этом странном словосочетании, если задуматься, заключен немалый смысл. Конечно, Алан Дин Фостер - не Урсула Ле Гуин, а его Содру-жество - в большей мере орган галактического управления, нежели духовно-мистическая общность. Но и с куда более традиционными "им-периями" и "федерациями" американской science fiction социальную структуру, придуманную Фостером, тоже связывает немногое.

И второе любопытное отличие романов Фостера от стереотипов. В НФ существует даже стандартная аббревиатура для обозначения против-ников землян - ВЕМ (bug-eyed monster - жукоглазое чудовище), а писатель бросил вызов устоявшимся представлениям-клише: в Содружестве у земной цивилизации нет более надежных друзей, чем насекомоподобные «транксы»! С ними земляне взаимодействуют постоянно, это, как пишет критик, "ежедневная рутина, а не более частые в научной фантастике мелодраматические исключения". Видимо, неслучайно союз двух цивилизаций именуется трудно переводимым словом Humanx (вероятно, от Human + Thranx)…

Что же за произведения составили серию? Во-первых, это трилогия - !Тар-Айимский кранг" (1972), "Сиротская звезда" (1977) и "Конец дела" (1977); герой ее, юноша-сирота Флинкс, обладает экстрасенсорным даром и испытывает многочисленные приключения в компании с нераз-лучным другом - прирученной инопланетной ядовитой "змеей" по кличке Пип. Один из второстепенных персонажей романа "Конец дела" по имени Скуа Септембер стал главным героем дилогии, которую составили романы "Ледовик"(1974) и "Миссия на Молокин" (1979); к ней также примыкает роман "Водители потопа" (1987). В эту серию входят и одиночные романы: "Доза крови" (1973), "Срединный мир" (1975), называе-мый многими лучшим романом Фостера; далее - "Ради любви к не-матери" (1983) и "Приговоренный к призме" (1985). А в одном из послед-них романов серии, "Срединный Флинкс" (1995), легко догадаться, объединены герои и места действий из ранее "непересекавшихся" книг.

«В конце концов, — предрекал Фостер в одном из интервью 1980-ых годов, — скажем, в течение следующих сорока лет многие персонажи и эпизоды, которые пока не выглядят связанными, такую связь обнаружат. И все книги превратятся в одно произведение, растянутое — по времени написания — на 50 лет и разбитое на такое же количество книг».

Пока же… Пока получается увлекательное, интеллигентное и чаще всего веселое чтение. Схема галактической цивилизации чем-то напоми-нает раннего Андерсона и Хайнлайна, легкость пера и не покидающий автора юмор — столь любимых им Расселла и Шекли. Что касается отдельных книг, то, например, «Срединный мир» с его богато и изобретательно описанной инопланетной флорой чаще всего сравнивают с образцами классическими — повестью той же Урсулы Ле Гуин «Слово для «леса» и «мира» — одно» или «Теплицей» Брайана Олдисса.

Рассказы писателя будто написанными другим человеком.

"Мои рассказы и повести, - поясняет Фостер, - как раз никак не связаны с серией о Содружестве. В романах главное - почти исключительно приключения, а рассказы и повести, напротив, посвящены исследованию гораздо более личностно окрашенных событий. В романах меня ин-тересует, как люди - особенно так называемые "средние" люди - реагируют на экстраординарные условия и события, куда более значитель-ные, чем эти люди и их представления о мире. А в рассказах я стараюсь поглубже закопаться в «человеческие условия». Может быть, точнее сказать так: романная форма заставляет моих героев больше оглядываться на мир вокруг, в то время как короткая форма побуждает их за-глядывать внутрь себя».

С той же легкостью писатель переходит от "твердой" научной фантастики к фэнтези. В этом жанре он известен более всего циклом о Закли-нателе, открывшемся романом "Заклинатель у ворот" (1983). Далее последовали:"День диссонанса" (1984), объединенный с предыдущей книгой в один том, сборник "Время песни-заклинания" (1985), трилогия - "Момент мага" (1984), "Тропы шагомера" (1985) и "Время перене-сения" (1986). Наконец, в последние годы серия пополнилась двумя новыми книгами - "Хор на коньках" (1993) и "Сын Заклинателя" (1993).

А.Д.Фостеру все удается на редкость легко, будь то «роман ужасов» — «До исчезающей точки» (1988) или еще одна новеллизация, но уже совсем иного рода — не сценария кинофильма, а идеи художника! В данном случае имеется в виду только что предпринятое Фостером чисто беллетристическое продолжение оригинальной, вызвавшей небывалый фурор «книжки-альбома» художника Джеймса Гарни «Динотопия». И, зная Фостера, можно не сомневаться: одной «Потерянной Динотопией» (1996) дело не ограничится…

 

 

 

 

 

 


Сообщение отредактировал Вайпер: 09 августа 2014 - 14:41





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных