(4 (16) марта 1884 — 6 января 1942)
русский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют русским «Жюлем Верном».
Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в смоленскую духовную семинарию. В 1901 году Александр окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.
По окончании (в 1906 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.
В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.
В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным — развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 году он возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска — он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев с помощью знакомых перебрался с семьёй в Москву (1923), где он устроился на работу юрисконсультом. Там он начал серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание — сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 году публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».
В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.
В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесное око», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они, в основном, в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.
1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград.
В сентябре 1931 года А. Беляев передаёт рукопись своего романа «Земля горит» в редакцию ленинградского журнала «Вокруг света».
В 1932 году он живет в Мурманске. В 1934 году он встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала «Вокруг света». В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света». В 1938 году опубликовал статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.
Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода. Был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. Из книги Осиповой «Дневники и письма»: «Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде „Человек-Амфибия“, замерз от голода у себя в комнате. „Замерз от голода“ — абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают от голода, что не в состоянии подняться и принести дров. Его нашли уже совершенно закоченевшим…»
Оставшиеся в живых жена писателя и дочь Светлана были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года. После окончания войны жена и дочь Александра Романовича, как и многие другие граждане СССР, оказавшиеся в немецком плену, были сосланы в ссылку в Западную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет.
Место захоронения Александра Беляева достоверно неизвестно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.
Ещё во время учёбы в лицее А. Беляев проявил себя театралом. Под его руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку «Три года, три дня, три минутки» с массовыми сценами, хоровыми и балетными номерами. В том же году А. Р. Беляев и виолончелистка Ю. Н. Сабурова поставили оперу-сказку Григорьева «Спящая царевна». Сам он мог выступать и драматургом, и режиссёром, и актёром. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А. Беляеву удалось заменить заболевшего артиста — сыграть вместо того в нескольких спектаклях.
Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти».
В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в «Звезде КЭЦ» изображён прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» — достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).
Его последний роман «Ариэль», написанный в 1941 г., перекликается с известным романом А. Грина «Блистающий мир». Герои обоих произведений наделены способностью летать без дополнительных приспособлений. Образ Ариэля — достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего земное притяжение.
Библиография:
«Последний человек из Атлантиды» («Всемирный следопыт», 1926, № 5—8; отд. изд. — М., «ЗиФ», 1927)
«Властелин мира» (газ. «Гудок», 1926, окт.-нояб., с сокр.; отд. изд. — Л., «Красная газета», 1929, 240 с.)
«Остров погибших кораблей» («Всемирный следопыт», 1926, № 3—4; 1927, № 6; отд. изд. — М., «ЗиФ», 1927; 1929) — поставлен фильм
«Борьба в эфире» («Жизнь и техника связи», 1927, № 1—9, под загл. «Радиополис»; отд. изд. — М.-Л., «Молодая гвардия», 1928, с. 9—142)
«Человек-амфибия» («Всемирный следопыт», 1928, № 1—6, 11—13; отд. изд. — М., «ЗиФ», 1928) — поставлен фильм
«Вечный хлеб» («Борьба в эфире». М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)
«Золотая гора» («Борьба миров» (Л.), 1929, № 2)
«Продавец воздуха» («Вокруг света», 1929, № 4—13) — поставлен фильм
«Человек, потерявший лицо» («Вокруг света», 1929, № 19—25)
«Подводные земледельцы» («Вокруг света», 1930, № 9—23)
«Земля горит» («Вокруг света», 1931, № 30—36)
«Прыжок в ничто» (М., «Молодая гвардия», 1933; 2-е изд. — 1935)
«Воздушный корабль» («Вокруг света», 1934, № 10—12, 1935, № 1—6)
«Чудесное око» (1935, на украинском языке; перевод И. Васильева — Избранные научно-фантастические произведения в 2-х томах. М., «Молодая гвардия», 1956. Т. 1)
«Звезда КЭЦ» («Вокруг света», 1936, № 2—11)
«Небесный гость» (1937—1938)
«Лаборатория Дубльвэ» («Вокруг света», 1938, № 7—9, 11—12)
«Под небом Арктики» («В бой за технику», 1938, № 4, 7, 9—12; 1939, № 1—2, 4)
«Замок ведьм» («Молодой колхозник», 1939, № 5—7)
«Человек, нашедший своё лицо» (Л., «Сов. писатель», 1940)
«Ариэль» (Л., «Сов. писатель», 1941) — поставлен фильм
«Прогулка на гидроаэроплане» («Смоленский вестник», 1913)
«Ни жизнь, ни смерть» («Всемирный следопыт», 1926, № 5—6)
«Идеофон» («Всемирный следопыт», 1926, № 6)
«Белый дикарь» («Всемирный следопыт», 1926, № 7)
«Охота на Большую Медведицу» («Знание — сила», 1927, № 4)
«Среди одичавших коней» («Всемирный следопыт», 1927, № 12)
«Легко ли быть раком» («Вокруг света», 1929, № 19)
«Сезам, откройся!!!» («Всемирный следопыт», 1928, № 4, подпись: А. Ром; «Вокруг света», 1928, № 49, под загл. «Электрический слуга»)
«Мёртвая голова» («Вокруг света», 1928, № 17)
«Мёртвая зона» («Вокруг света», 1929, № 12)
«Отворотное средство» («Вокруг света», 1929, № 27)
«В трубе» («Вокруг света», 1929, № 33)
«Инстинкт предков» («На суше и на море», 1929, № 1—2)
«Верхом на ветре» («Вокруг света», 1929, № 23)
«Светопреставление» («Вокруг света», 1929, № 1—4,7)
«Держи на Запад!» («Знание — сила», 1929, № 11)
«Воздушные столбы» («Борьба миров», 1929, № 2)
«Нетленный мир» («Знание — Сила», 1930, № 2)
«ВЦБИД» («Знание — Сила», 1930, № 6—7)
«Город победителя» («Всемирный следопыт», 1930, № 4)
«Зелёная симфония» («Вокруг света», 1930, № 4)
«Воздушный змей» («Знание — сила», 1931, № 2)
«Сильнее бога» («Природа и люди», 1931, № 10)
«Солнечные лошади» («Природа и люди», 1931, № 19)
«Шторм» («Революция и природа», 1931, № 3—5)
«Заочный инженер» («Революция и природа», 1931, № 2 (21))
«Необычное происшествие» («Ёж», 1933, № 9-11)
«Рекордный полёт» («Ёж», 1933, № 10)
«Слепой полёт» («Уральский следопыт» [Свердловск], 1958, № 1; с. 5-12)
«Мистер Смех» («Вокруг света», 1937, № 5)
«Подземный город» («Вокруг света», 1937, № 9)
«Невидимый свет» («Вокруг света», 1938, № 1
«Рогатый мамонт» («Вокруг света», 1938, № 3)
«Анатомический жених» («Ленинград», 1940, № 6)
«Всё вижу, всё слышу, всё знаю» («Радио и телевидение», 1967, № 22)
Изобретения профессора Вагнера:
«Человек, который не спит» («Голова профессора Доуэля». М., «ЗиФ», 1926)
«Гость из книжного шкафа» («Голова профессора Доуэля». М., «ЗиФ», 1926)
«Над бездной» («Борьба в эфире». М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)
«Творимые легенды и апокрифы»: 1. Случай с лошадью, 2. О блохах, 3. Человек-термо («Всемирный следопыт», 1929, № 4)
«Чёртова мельница» («Всемирный следопыт», 1929, № 9)
«Амба» («Всемирный следопыт», 1929, № 10)
«Хойти-Тойти» («Всемирный следопыт», 1930, № 1—2)
«Ковёр-самолет» («Знание — сила», 1936, № 12)
Читал произведения А.Беляева сначала в журналах "искатель" и других (точно каких не помню, так как их переклеивали под твёрдую картонную обложку, чтобы не растрепалась мягкая обложка журналов) - "Голова профессора Доуэля" - первое его произведение, которое я прочитал. (правда потом прочёл похожее произведение, но сейчас не вспомню ни автора, ни год издания того произведения), Затем были прочтены "Человек-Амфибия", "Вечный хлеб", "Подводные земледельцы" - иногда складывалось такое впечатление, что где-то уже читал подобное.
Во нашёл предшествующий "Голове профессора Доуэля" произведение - это новелла немецкого писателя Карла Грунерта «Голова мистера Стейла»." а дальше уже можете сравнить.
Сообщение отредактировал Half-Orc: 08 июня 2015 - 12:19