(15 сентября 1890 — 12 января 1976)
Дама Агата Мэри Кларисса Маллоуэн (Agatha Mary Clarissa, Lady Mallowan), урождённая Миллер (Miller), более известная по фамилии первого мужа как Агата Кристи — английская писательница. Относится к числу самых известных в мире авторов детективной прозы и является одним из самых публикуемых писателей за всю историю человечества (после Библии и Шекспира).
Кристи опубликовала более 60 детективных романов, 6 психологических романов (под псевдонимом Мэри Уэстмакотт или Вестмакотт) и 19 сборников рассказов. 16 её пьес были поставлены в Лондоне.Книги Агаты Кристи изданы тиражом свыше 4 миллиардов экземпляров и переведены более чем на 100 языков мира.Ей также принадлежит рекорд по максимальному числу театральных постановок произведения. Пьеса Агаты Кристи «Мышеловка» (The Mousetrap) впервые была поставлена в 1952 году и до сих пор непрерывно демонстрируется. На десятилетнем юбилее пьесы в Театре Амбассадор в Лондоне, в интервью телекомпании ITN, Агата Кристи призналась, что не считает пьесу лучшей для постановки в Лондоне, но публике нравится, и она сама ходит на спектакль несколько раз в год.
Её родители были состоятельными переселенцами из Соединённых Штатов. Она была младшей дочерью в семье Миллеров. В семье Миллеров было ещё двое детей: Маргарет Фрэри (1879—1950) и сын Луис Монтан «Монти» (1880—1929). Агата получила хорошее домашнее образование, в частности, музыкальное, и только страх перед сценой помешал ей стать музыкантом.
Во время Первой мировой войны Агата работала медсестрой в госпитале; ей нравилась эта профессия и она отзывалась о ней, как об «одной из самых полезных профессий, которой может заниматься человек». Она также работала фармацевтом в аптеке, что отложило впоследствии отпечаток на её творчество: 83 преступления в её произведениях были совершены посредством отравления.
В первый раз Агата вышла замуж на Рождество в 1914 году за полковника Арчибальда Кристи, в которого была влюблена уже несколько лет — ещё когда он был лейтенантом. У них родилась дочь — Розалинда. Этот период стал началом творческого пути Агаты Кристи. Что побудило Агату заняться писательской деятельностью? Тут нужно учитывать, что муж иногда по 6 месяцев не бывал дома с учётом его профессии. Женщина все вечера проводила одна. Может быть, одиночество и натолкнуло её на мысль заняться чем-то продуктивным и интересным. Сама писательница впоследствии рассказывала, что кровавые убийства придумывала, когда мыла посуду. Что же касалось развития сюжета, то в этом здорово помогали яблоки. Женщина их очень любила, и когда ела, то в голове всплывали яркие и захватывающие картины зловещих и изощрённых преступлений.
В 1920 году был опубликован первый роман Кристи, «Таинственное происшествие в Стайлз». Есть предположение, что причиной обращения Кристи к детективу был спор со старшей сестрой Мадж (уже проявившей себя как литератор), что она тоже сможет создать что-то достойное публикации. Только в седьмом по счету издательстве рукопись напечатали тиражом 2000 экземпляров. Начинающая писательница получила 25 фунтов стерлингов гонорара.
В 1926 году умерла мать Агаты. В конце того же года муж Агаты Кристи Арчибальд признался в неверности и попросил развод, поскольку влюбился в свою коллегу по гольфу Нэнси Нил. После ссоры в начале декабря 1926 года Агата исчезла из своего дома, оставив письмо своему секретарю, в котором утверждала, что направилась в Йоркшир. Её исчезновение вызвало громкий общественный резонанс, поскольку у писательницы уже появились поклонники её творчества. В течение 11 дней о местонахождении Кристи ничего не было известно.
Был найден автомобиль Агаты, в салоне которого была обнаружена её шубка. Через несколько дней была обнаружена и сама писательница. Как оказалось, Агата Кристи зарегистрировалась под именем Тереза Нил в небольшом спа-отеле Swan Hydropathic Hotel (теперь Old Swan Hotel). Кристи никак не объяснила свое исчезновение, а двое врачей диагностировали у неё амнезию, вызванную травмой головы. Причины исчезновения Агаты Кристи проанализированы британским психологом Эндрю Норманом в его книге «Готовый портрет» (The Finished Portrait), где он в частности, утверждает, что гипотеза травматической амнезии не выдерживает никакой критики, поскольку поведение Агаты Кристи свидетельствовало об обратном: она зарегистрировалась в отеле под фамилией любовницы мужа, время проводила за игрой на фортепиано, спа-процедурами, посещением библиотеки. Тем не менее, изучив все свидетельства Норман пришёл к выводу, что имела место диссоциативная фуга, вызванная тяжелым психическим расстройством.
По другой версии, исчезновение было задумано ей специально, чтобы отомстить мужу, которого полиция неизбежно заподозрила бы в убийстве писательницы.
Несмотря на взаимную привязанность в начале, брак Арчибальда и Агаты Кристи окончился разводом в 1928 году.
В своем романе «Незаконченный портрет», опубликованном в 1934 году под псевдонимом Мэри Вестмакотт, Агата Кристи описывает события, похожие на её собственное исчезновение.
В 1930 году, путешествуя по Ираку, на раскопках в Уре она познакомилась со своим будущим супругом — археологом Максом Маллоуэном. Он был моложе её на 15 лет. Агата Кристи говорила о своем браке, что для археолога женщина должна быть как можно старше, ведь тогда её ценность значительно возрастает. С тех пор она периодически проводила несколько месяцев в году в Сирии и Ираке в экспедициях вместе с мужем, этот период её жизни нашёл отражение в автобиографическом романе «Расскажи, как ты живешь». В этом браке Агата Кристи прожила всю оставшуюся жизнь, до своей смерти в 1976 году.
Благодаря поездкам Кристи вместе с мужем на Ближний Восток, события нескольких её произведений произошли именно там. Местом действия других романов (например, «Десять негритят») был город Торки или его окрестности, место, где родилась Кристи. Роман «Убийство в Восточном экспрессе» 1934 года был написан в Отеле Пера Палас (Hotel Pera Palace) в Стамбуле (Турция). В номере 411 отеля, где проживала Агата Кристи, теперь её мемориальный музей. Имение The Greenway Estate в Девоне, которое пара купила в 1938 году, находится под защитой Общества Охраны Памятников (National Trust).
Кристи часто останавливалась в особняке Эбни Холл (Abney Hall) в Чешире, который принадлежал её шурину Джеймсу Уотсу (James Watts). Действие по крайней мере двух произведений Кристи происходило именно в этом имении: «Приключение рождественского пудинга», рассказ также включен в одноименный сборник, и роман «После похорон». «Эбни стал источником вдохновения для Агаты; отсюда были взяты описания таких мест, как Стайлз, Чимниз, Стоунгэйтс и других домов, которые в той или иной мере представляют собой Эбни».
В 1956 году Агата Кристи была награждена орденом Британской Империи, а в 1971 году за достижения в области литературы Агата Кристи была удостоена звания Кавалердама (Dame Commander) ордена Британской Империи, обладательницы которого также приобретают дворянский титул «дама», употребляющийся перед именем. Тремя годами ранее, в 1968 титула Рыцаря ордена Британской Империи был удостоен и муж Агаты Кристи, Макс Маллоуэн за достижения в области археологии.
В 1958 году писательница возглавила английский Детективный клуб.
В период с 1971 по 1974 годы здоровье Кристи стало ухудшаться, но несмотря на это, она продолжала писать. Специалисты Университета в Торонто исследовали манеру письма Кристи в эти годы и выдвинули предположение, что Агата Кристи страдала болезнью Альцгеймера.
В 1975 году, когда она совсем ослабела, Кристи передала все права на свою самую успешную пьесу «Мышеловка» своему внуку.
Писательница умерла 12 января 1976 года у себя дома в городе Уоллингфорд (Wallingford), Оксфордшир после короткой простуды и была похоронена в деревне Чолси.
Автобиография Агаты Кристи, которую писательница окончила в 1965 году, заканчивается словами: «Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована».
Единственная дочь Кристи, Розалинда Маргарет Хикс (Rosalind Margaret Hicks) также прожила 85 лет и умерла 28 октября 2004 года в Девоне. Внук Агаты Кристи, Мэтью Причард (Mathew Prichard), унаследовал права на некоторые литературные произведения Агаты Кристи, и до сих пор его имя ассоциируется с фондом «Agatha Christie Limited».
Тайна голубого кувшина ... (жанр - классический детектив)
Тайна голубой вазы ... (жанр - классический детектив)
Последний сеанс ... (жанр - классический детектив)
Инспектор Баттл (серия)
Убить легко ... (жанр - классический детектив)
Тайна замка ... (жанр - классический детектив)
Тайна семи циферблатов ... (жанр - классический детектив)
Час Ноль ... (жанр - классический детектив)
Мисс Марпл (серия)
Убийство в доме викария ... (жанр - классический детектив)
Тринадцать загадочных случаев ... (жанр - классический детектив)
Труп в библиотеке ... (жанр - классический детектив)
Движущийся палец ... (жанр - классический детектив)
Каникулы в Лимстоке ... (жанр - классический детектив)
Одним пальцем ... (жанр - классический детектив)
Отравленное перо ... (жанр - классический детектив)
Объявлено убийство ... (жанр - классический детектив)
Фокус с зеркалами ... (жанр - классический детектив)
Зернышки в кармане ... (жанр - классический детектив)
Зеркало треснуло ... (жанр - классический детектив)
Карибская тайна ... (жанр - классический детектив)
Отель «Бертрам» ... (жанр - классический детектив)
Немезида ... (жанр - классический детектив)
Спящее убийство ... (жанр - классический детектив)
Мистер Кин (серия)
В гостинице «Наряд Арлекина» ... (жанр - классический детектив)
Вышедший из моря ... (жанр - классический детектив)
Душа крупье ... (жанр - классический детектив)
Лицо Елены ... (жанр - классический детектив)
Любовные перипетии ... (жанр - классический детектив)
Любовный детектив ... (жанр - классический детектив)
Чайный сервиз «Арлекин» ... (жанр - классический детектив)
Явление мистера Кина ... (жанр - классический детектив)
Таинственный мистер Кин ... (жанр - классический детектив)
Мёртвый Арлекин ... (жанр - классический детектив)
Паркер Пайн (серия)
Дельфийский оракул ... (жанр - классический детектив)
Тайна регаты ... (жанр - классический детектив)
Полковник Рейс (серия)
Человек в коричневом костюме ... (жанр - классический детектив)
Сверкающий цианид ... (жанр - классический детектив)
Томми и Таппенс Бересфорд (серия)
Таинственный соперник ... (жанр - классический детектив)
Партнеры по преступлению ... (жанр - классический детектив)
Агент Н или М ... (жанр - классический детектив)
Щелкни пальцем только раз ... (жанр - классический детектив)
Врата судьбы ... (жанр - классический детектив)
Эркюль Пуаро (серия)
Загадочное (таинственное) происшествие в Стайлз ... (жанр - классический детектив)
Убийство на поле для гольфа ... (жанр - классический детектив)
Убийство Роберта Экройда ... (жанр - классический детектив)
Большая четверка ... (жанр - классический детектив)
Тайна «Голубого поезда» ... (жанр - классический детектив)
Загадка Эндхауза ... (жанр - классический детектив)
Смерть лорда Эдвера ... (жанр - классический детектив)
Трагедия в 3 актах ... (жанр - классический детектив)
Убийство в «Восточном экспрессе» ... (жанр - классический детектив)
Смерть в облаках ... (жанр - классический детектив)
Убийство по алфавиту ... (жанр - классический детектив)
Убийство в Месопотамии ... (жанр - классический детектив)
Карты на стол ... (жанр - классический детектив)
Смерть на Ниле ... (жанр - классический детектив)
Безмолвный (немой) свидетель ... (жанр - классический детектив)
Свидание со смертью ... (жанр - классический детектив)
Рождество Э.Пуаро ... (жанр - классический детектив)
Печальный кипарис ... (жанр - классический детектив)
Зло под солнцем ... (жанр - классический детектив)
5 поросят ... (жанр - классический детектив)
Лощина ... (жанр - классический детектив)
Берег удачи ... (жанр - классический детектив)
Смерть мисс Мак-Джинти ... (жанр - классический детектив)
После похорон ... (жанр - классический детектив)
Хикори-дикори ... (жанр - классический детектив)
Конец человеческой глупости ... (жанр - классический детектив)
Причуда ... (жанр - классический детектив)
Кошка среди голубей ... (жанр - классический детектив)
Часы ... (жанр - классический детектив)
Третья (Третья девушка) ... (жанр - классический детектив)
Вечеринка в Хэллоуин ... (жанр - классический детектив)
Слоны помнят всё ... (жанр - классический детектив)
Занавес или Последнее дело Пуаро ... (жанр - классический детектив)
Мисс Марпл
Эркюль Пуаро
Капитан Гастингс
Мисс Лемон (секретарь Пуаро)
Старший инспектор Джепп
Ариадна Оливер
Суперинтендант Баттл
Полковник Рейс
Томми и Таппенс Бересфорды
Также другие детективы, появлявшиеся всего в одном сборнике детективных рассказов:
Паркер Пайн
Харли Кин
Мистер Саттертуэйт
В своем интервью британской телекомпании BBC в 1955 году Агата Кристи рассказала, что проводила вечера за вязанием в обществе друзей или семьи, а в это время в голове у неё шла работа по обдумыванию новой сюжетной линии, к моменту, когда она садилась писать роман, сюжет был готов от начала до конца. По её собственному признанию, идея нового романа могла прийти где угодно. Идеи вносились в специальную записную книжку, полную различных пометок о ядах, газетных заметок о преступлениях. То же происходило и с персонажами. У одного из созданных Агатой персонажей был реально живущий прототип — Майор Эрнст Бэлчер (Major Ernest Belcher), который в своё время был начальником первого мужа Агаты Кристи, Арчибальда Кристи. Именно он стал прототипом Педлера в романе 1924 года «Человек в коричневом костюме» о полковнике Рейсе.
Агата Кристи не боялась затрагивать в своих произведениях социальную проблематику. Например, как минимум в двух романах Кристи («Пять поросят» и «Испытание невинностью») описывались случаи судебных ошибок, связанных со смертной казнью. Вообще во многих книгах Кристи описываются различные отрицательные стороны английского правосудия того времени.
Писательница ни разу не сделала темой своих романов преступления сексуального характера. В отличие от сегодняшних детективов, в её произведениях практически нет сцен насилия, луж крови и грубости. «Детектив был рассказом с моралью. Как и все, кто писал и читал эти книги, я была против преступника и за невинную жертву. Никому в голову прийти не могло, что наступит время, когда детективы будут читаться из-за описываемых в них сцен насилия, ради получения садистского удовольствия от жестокости ради жестокости…» — так писала она в автобиографии. По её мнению, такие сцены притупляют чувство сострадания и не позволяют читателю сосредоточиться на главной теме романа.
Лучшим своим произведением Агата Кристи считала роман «Десять негритят». Скалистый островок, на котором происходит действие романа, списан с натуры — это остров Бург в Южной Британии. Читатели также оценили книгу — у неё самые большие продажи в магазинах, однако для соблюдения политкорректности сейчас она продаётся под названием «И никого не стало».
В своём творчестве Агата Кристи демонстрирует вполне типичную для английского менталитета консервативность политических взглядов. Ярким примером служит рассказ «История клерка» из цикла о Паркере Пайне, об одном из героев которого говорится: «У него был какой-то большевистский комплекс». В ряде произведений — «Большая четвёрка», «Восточный экспресс», «Пленение Цербера» фигурируют иммигранты из русской аристократии, пользующиеся неизменной симпатией автора. В вышеупомянутом рассказе «История клерка» клиент мистера Пайна оказывается вовлечён в группу агентов, передающих секретные чертежи врагов Великобритании в Лигу Наций. Но по решению Пайна для героя придумывается легенда, что он везёт драгоценности, принадлежащие прекрасной русской аристократке и спасает их вместе с хозяйкой от агентов Советской России.
Эркюль Пуаро и мисс Марпл
В 1920 году Кристи публикует свой первый детективный роман, «Таинственное происшествие в Стайлз» (The Mysterious Affair at Styles), который до этого был пять раз отвергнут британскими издателями. Вскоре у неё появляется целая серия произведений, в которых действует сыщик-бельгиец Эркюль Пуаро: 33 романа, 1 пьеса и 54 рассказа.
Продолжая традицию английских мастеров детективного жанра, Агата Кристи создала пару героев: интеллектуала Эркюля Пуаро и комичного, старательного, но не очень умного капитана Гастингса. Если Пуаро и Гастингс были во многом скопированы с Шерлока Холмса и доктора Ватсона, то старая дева мисс Марпл является собирательным образом, напоминающим главных героинь писательниц М. З. Брэддон и Анны Кэтрин Грин.
Мисс Марпл появилась в рассказе 1927 года «Вечерний клуб „Вторник“» (The Tuesday Night Club). Прообразом Мисс Марпл стала бабушка Агаты Кристи, которая, по словам писательницы, «была беззлобным человеком, но всегда ожидала самого худшего от всех и вся, и с пугающей регулярностью её ожидания оправдывались».
Как и Артур Конан Дойль от Шерлока Холмса, Агата Кристи устала от своего героя Эркюля Пуаро уже к концу 30-х годов, но в отличие от Конан Дойля она не решилась «убить» сыщика, пока он был на пике популярности. По словам внука писательницы, Мэтью Причарда, из придуманных ею героев Кристи больше нравилась мисс Марпл — «старая, умная, традиционная английская леди».
Во время Второй мировой войны Кристи написала два романа «Занавес» (1940) и «Спящее убийство», которыми предполагала закончить серии романов об Эркюле Пуаро и Мисс Марпл, соответственно. Однако книги были опубликованы лишь в 70-х годах.
Другие сыщики Агаты Кристи
Полковник Рейс (Colonel Race) появляется в четырёх романах Агаты Кристи. Полковник — агент Британской разведки, он ездит по миру в поисках международных преступников. Рейс является сотрудником отдела шпионажа MI5. Это высокий, хорошо сложенный, загорелый человек.
Впервые он появляется в романе «Человек в коричневом костюме», шпионском детективе, события которого разворачиваются в Южной Африке. Он также появляется в двух романах об Эркюле Пуаро «Карты на стол» и «Смерть на Ниле», где помогает Пуаро в его расследовании. В последний раз он появляется в романе 1944 года «Сверкающий цианид», где расследует убийство своего старого друга. В этом романе Рейс уже достиг преклонного возраста.
Паркер Пайн (Parker Pyne) — герой 12 рассказов, вошедших в сборник «Расследует Паркер Пайн», а также частично в сборники «Тайна Регаты и другие рассказы» и «Хлопоты в Польенсе и другие истории». Серия о Паркере Пайне это не детективная проза в общепринятом понимании. В основе сюжета, обычно, лежит не преступление, а история клиентов Пайна, которые по разным причинам недовольны своей жизнью. Именно эти недовольства и приводят клиентов в агентство Пайна. В этой серии произведений впервые появляется Мисс Лемон, которая оставит работу у Пайна, чтобы устроиться секретарем к Эркюлю Пуаро.
Томми и Таппенс Бересфорды (Tommy and Tuppence Beresford), полные имена Томас Бересфорд и Пруденс Каули — молодая семейная пара детективов-любителей, впервые появляющаяся в романе «Таинственный противник» 1922 года, ещё не женатыми. Они начинают свою жизнь с шантажа (ради денег и из интереса), но вскоре обнаруживают, что частный сыск приносит больше денег и удовольствий. В 1929 году Таппенс и Томи появляются в сборнике рассказов «Партнёры по преступлению», в 1941 году в «Н или М?», в 1968 году в «Щёлкни пальцем только раз», и в последний раз в романе «Врата судьбы» 1973 года, который стал последним написанным романом Агаты Кристи, хотя и не последним опубликованным. В отличие от остальных сыщиков Агаты Кристи, Томми и Таппенс стареют вместе с реальным миром и с каждым последующим романом. Так, к последнему роману, где они появляются, им под семьдесят.
Суперинтендант Баттл (Superintendent Battle) — вымышленный сыщик, герой пяти романов Агаты Кристи. Баттлу поручаются щепетильные дела, связанные с тайными обществами и организациями, а также дела, затрагивающие интересы государства и государственную тайну. Суперинтендант — весьма успешный сотрудник Скотланд-Ярда, он культурный и интеллигентный полицейский, редко показывающий свои эмоции. Кристи мало о нём рассказывает: так, остается неизвестным имя Баттла. О семье Баттла известно, что его жену зовут Мэри, и что у них пятеро детей.
Тайный соперник [Die Abenteuer G.m.b.H.] (1928)
Алиби [Alibi] (1931)
Чёрный кофе [Black Coffee] (1931)
Смерть Лорда Эджвейра [Lord Edgeware Dies] (1934)
И не осталось никого [And Then There Were None] (1945)
Свидетель Обвинения [Witness for the Prosecution] (1957)
Паутина [Spider's Web, the] (1960)
В 16-50 из Паддингтона [Murder, She Said] (1962)
После похорон [Murder at the Gallop] (1963)
Самое глупое убийство [Murder Most Foul] (1964)
Все на убийство! [Murder Ahoy!] (1964)
Десять негритят [Ten Little Indians] (1966)
Убийства по алфавиту [Alphabet Murders, the] (1966)
Бесконечная ночь [Endless Night] (1972)
Убийство в Восточном Экспрессе [Murder on the Orient Express] (1974)
Десять негритят [Ten Little Indians] (1975)
Смерть на Ниле [Death on the Nile] (1978)
И, треснув, зеркало звенит… [The Mirror Crack'd from Side to Side] (1980)
Простота убийства [Murder is Easy] (1981)
Зло под солнцем [Evil Under the Sun] (1982)
[Свидетель обвинения [Witness for the Prosecution] (1982)
Испытание невинностью [Ordeal by Innocence] (1984)
Свидание со смертью [Appointment with Death] (1988)
Десять негритят [Ten Little Indians] (1989)
Карибский детектив [A Caribbean Mystery] (1994)
Пьесы
Алиби [Alibi] (1928)
Чёрный кофе [Black Coffee] (1930)
Чимниз [Chimneys] (1931)
Любовь от незнакомца [Love from a Stranger] (1936)
Дочь есть дочь [Daughter’s a Daughter, a] (1937)
Загадка Эндхауза [Peril at End House] (1940)
И никого не стало [And Then There Were None] (1943)
Свидание со смертью [Appointment with Death] (1945)
Смерть на Ниле [Murder on the Nile] (1946)
Убийство в доме викария [Murder at the Vicarage] (1949)
Лощина [Hollow, the] (1951)
Мышеловка [Mousetrap, the] (1952)
Свидетель обвинения [Witness for the Prosecution] (1953)
Паутина [Spider’s Web, the] (1954)
По направлению к нулю [Towards Zero] (1956)
Вердикт [Verdict] (1958)
Неожиданный гость [Unexpected Guest, the] (1958)
Назад к убийству [Go Back for Murder] (1960)
Правило трёх [Rule of Three] (1962)
Тройка скрипачей [Fiddler’s Three] (1972)
Эхнатон [Aknaton] (1973)
Русскоязычные экранизации
Тайна «Чёрных дроздов» ( по роману Карман полный ржи) (1983)
Десять негритят (по книге И не осталось никого) (1987)
Загадка Эндхауза (по книге Загадка Эндхауза) (1989)
Неудача Пуаро ( по книге Убийство Роджера Экройда) (2002)
Прочитал всего пару книг про Пуаро и смотрел наш фильм «10 чёрных негритят» в первый раз, да ещё не читая само произведение – было очень детективно, подозревал всех и всякого, пока смотрел. Чувствуется мастерство – не зря мыла посуду и грызла яблоки.
Сообщение отредактировал Lithium: 26 февраля 2025 - 16:17