(16 [28] января 1897, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР)
Валентин Петрович Катаев— русский советский писатель, прозаик, журналист, драматург, поэт, сценарист. Герой Социалистического Труда (1974).
Отец Пётр Васильевич Катаев (ум. 1921) — преподаватель епархиального училища в Одессе. Мать Евгения Ивановна Бачей — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею.
Евгений Петров — младший брат Валентина Катаева
Мать, отец, бабушка и дядя Валентина Катаева похоронены на 2-м Христианском кладбище Одессы.
Младший брат Валентина Катаева — писатель Евгений Петров (1902—1942; назван в честь матери; фамилию-псевдоним взял по имени отца).
Вторым браком Катаев был женат на Эстер Давыдовне Катаевой (урождённой Бреннер, 1913—2009). «Это был изумительный брак», — сказала о нём близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова. В этом браке было двое детей — Евгения Валентиновна Катаева (названа в честь бабушки, матери Валентина Катаева, род. 1936) и детский писатель и мемуарист Павел Валентинович Катаев (род. 1938).
Зять Катаева (второй муж Евгении Катаевой) — еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель А. А. Вергелис (1918—1999).
Племянники Катаева (сыновья Е. П. Петрова) — кинооператор П. Е. Катаев (1930—1986) и композитор И. Е. Катаев (1939—2009).
Внучка Катаева (дочь Евгении Катаевой от первого брака) — Валентина Эдуардовна Рой, журналистка (псевдоним — Тина Катаева).
В. П. Катаев родился 16 (28 января) 1897 года в Одессе.
Прожив 64 года своей жизни в Москве и Переделкине, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Русскую и украинскую литературу он узнавал с голоса родителей во время домашних чтений; на улице слышал идиш и городской мещанский жаргон, в котором были замешаны греческие, румынские и цыганские слова.
«Отрывистую речь с небольшим южным акцентом» в нём ещё в 1918 году замечала Вера Бунина. Бравший у него интервью в 1982 году (в конце жизни) одесский журналист высказался ещё определённее: «…У него был неистребимый одесский акцент».
Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.
Отец Катаева был очень образованным человеком. Начальное образование он получил в духовной семинарии, затем окончил с серебряной медалью историко-филологический факультет Новороссийского университета и многие годы преподавал в юнкерском и епархиальном училищах Одессы. Супруги Катаевы жили счастливо, через шесть лет после рождения Валентина у них родился ещё один сын — Евгений, впоследствии ставший (под псевдонимом «Петров») одним из соавторов прославленных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Вскоре после рождения младшего сына Евгения Ивановна Катаева умерла от воспаления лёгких, и детей помогала воспитывать её сестра, заменившая осиротевшим детям мать.
Братья Катаевы росли в окружении книг. В семье была необыкновенно обширная библиотека — полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, много исторической и справочной литературы — «История государства Российского», энциклопедия Брокгауза и Эфрона, атлас Петри. Любовь к русской классической литературе с детства была привита им родителями, любившими чтение вслух.
Первой публикацией Катаева стало стихотворение «Осень», напечатанное в 1910 году в газете «Одесский вестник» — официальном органе одесского отделения Союза русского народа. В ближайшие два года в «Одесском вестнике» было опубликовано более 25 стихотворений Катаева. Интерес представляет, что дважды: в феврале 1912 и январе 1913 года Катаев публиковал в «Одесском вестнике» одно и то же стихотворение, посвящённое юбилею Союза русского народа, но в первом случае шестилетнему, а во втором случае семилетнему.
В 1912 году в «Одесском вестнике» публикуются первые небольшие юмористические рассказы Катаева. В этом же году отдельными изданиями выходят в Одессе два более объёмных рассказа Катаева «Пробуждение» и «Тёмная личность». В первом из них описывался отход молодого человека от революционного движения под влиянием вспыхнувшей в нём любви к девушке, а во втором сатирически изображались Александр Куприн, Аркадий Аверченко и Михаил Корнфельд.
Незадолго до начала Первой мировой войны Катаев знакомится с А. М. Фёдоровым и И. А. Буниным, ставшими первыми литературными учителями начинающего писателя. Ивана Бунина. В эти же годы начинается дружба Катаева с Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким, положившая начало знаменитому кружку молодых одесских литераторов.
Образование Катаева из-за участия в Первой мировой войне, Гражданской войне, необходимости скрывать своё участие в Белом движении и необходимости физического выживания ограничилось неоконченным гимназическим.
Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью рядовым на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе.
Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». С первым офицерским чином получил не передающееся по наследству личное дворянство.
На фронте Катаев не оставляет занятия литературным творчеством. В прессе появляются рассказы и очерки Катаева, посвящённые фронтовой жизни. Рассказ «Немчик», опубликованный в 1915 году в журнале «Весь мир», стал первым выходом Катаева на страницы столичной печати.
Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» — обычное обращение Катаева к Бунину в письмах.
С Буниным Катаева познакомил живший в то время в Одессе писатель-самоучка Александр Митрофанович Фёдоров.
Точно об участии Валентина Катаева в Гражданской войне известно мало. По официальной советской версии и собственным воспоминаниям («Почти дневник») Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует и другой взгляд на этот период жизни писателя, заключающийся в том, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала А. И. Деникина. Об этом свидетельствуют некоторые намёки в произведениях самого автора, представляющиеся многим исследователям автобиографическими, а также сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, активно общавшегося с Катаевым в одесский период его жизни. Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после излечения в госпитале в Одессе, Катаев вступил в вооружённые силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию в чине подпоручика.
Артиллеристом служил на лёгком бронепоезде «Новороссия» Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белыми Вапнярки. Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга (действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву).
До начала отступления войск ВСЮР в январе 1920 года бронепоезд «Новороссия» в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта — против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.
Из-за быстрого роста в чинах во ВСЮР (ордена за братоубийственную войну Деникиным принципиально не давались), эту кампанию Катаев окончил, вероятнее всего, в чине поручика или штабс-капитана. Но в самом начале 1920 года, ещё до начала отступления Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. Позже родные забрали его, всё ещё больного тифом, домой.
К середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа. Красные к тому времени заняли Одессу, и выздоровевший Катаев подключился к подпольному офицерскому заговору, целью которого была подготовка встречи вероятного десанта из Крыма Русской армии Врангеля. Это представлялось тем более вероятным поскольку в августе 1919 года Одесса уже была один раз освобождена от красных одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций. Захват маяка для поддержки десанта был главной задачей подпольной группы, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Сама идея заговора могла быть подброшена заговорщикам провокатором ЧК, поскольку ЧК знала о заговоре с самого начала.
С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Фёдоров — бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Виктор Фёдоров был сыном писателя А. М. Фёдорова из дружественного Катаевым и Буниным семейства. Провокатор ЧК предложил Виктору Фёдорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Фёдоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала её участников: Виктора Фёдорова, его жену, его деверя, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно с Валентином Катаевым был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения.
За Виктора Фёдорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Фёдоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Виктор Фёдоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.
Валентина Катаева спасла ещё более фантастическая случайность. Из вышестоящей ЧК (из Харькова или Москвы) в одесскую ЧК приехал с инспекцией чекист Яков Бельский. Бельский хорошо запомнил Катаева в прошлом, 1919 году, на большевистских выступлениях в Одессе — тех, на которые пенял Катаеву Бунин, не зная, что и в то время Катаев находился в белогвардейском подполье:
Для Бельского, так же, как и одесские чекисты, не знавшего о добровольной службе Катаева во ВСЮР, это был достаточный повод отпустить Катаева. В сентябре 1920 года после полугода заключения в тюрьме Валентин Катаев и его брат из неё вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.
В 1921 году работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей. Снимал квартиру с ним в доме номер 16 на пересечении улиц Девичья (ныне ул. Демченко) и Черноглазовская (улица Маршала Бажанова) («Живу в Харькове на углу Девичьей и Черноглазовской — такое невозможно ни в одном другом городе мира». — «Алмазный мой венец»).
В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 года начал работать в газете «Гудок», и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами «Старик Саббакин», «Ол. Твист», «Митрофан Горчица».
В заявлении секретаря Союза писателей СССР В. Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н. И. Ежова предлагалось «решить вопрос о О. Э. Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими», вскоре поэт был арестован. И. Л. Прут и Валентин Катаев названы в письме как «выступавшие остро» в защиту Осипа Мандельштама. Надежда Мандельштам в своих воспоминаниях рассказывает, что летом 1937-го года Катаев помогал Мандельштамам деньгами, а осенью того же года он на своей квартире организовал встречу нелегально приехавшего в Москву Мандельштама с Фадеевым.
После Второй мировой войны Катаев был склонен к многодневным запоям. В 1946 году Валентина Серова рассказывала Буниным, что Катаев «иногда запивает на 3 дня. То не пьёт, не пьёт, а затем, кончив повесть, статью, иногда главу, загуливает». В 1948 году это едва не привело Катаева к разводу с женой.
Основатель и главный редактор (1955—1961) журнала «Юность». Журнал публиковал много произведений отличающихся стилем и содержанием от сложившихся литературных стереотипов «социалистического реализма», и часто подвергался критике со стороны консервативных органов.
Катаев делал ставку на молодых и неизвестных прозаиков и поэтов. В опубликованных на страницах «Юности» повестях Анатолия Гладилина, Василия Аксенова, и других, описывались поиски молодым поколением своего пути на «стройках века» и в личной жизни. Герои привлекали искренностью и неприятием фальши.
После редакторства в «Юности», Катаева рассматривали на должность главного редактора «Литературной газеты», но этого не получилось.
В 1966 году Катаев подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина. В 1973 году Катаев подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» о Солженицыне и Сахарове.
В 1979 году в «Новом мире» появилась 'антисоветская повесть' «Уже написан Вертер», которая создала большой скандал. Здесь, когда ему уже было восемьдесят три года, он открыл тайну о своем участии в белом движении и аресте.
В конце жизни перенёс операцию по удалению раковой опухоли:
…Спокойно за свою жизнь, хотя и с нескрываемым восхищением работой хирурга, он рассказывал о тяжёлой операции, которую пережил на пороге старости. Раковую опухоль вырезали, но возникла проблема — хватит ли оставшейся здоровой ткани для того, чтобы шов не разошёлся. Ткани хватило. Отец в лицах передавал разговор двух хирургов, спорящих по его поводу: расползётся шов или не расползётся. И восторгался филигранной работой оперирующего хирурга, решительной и умелой женщины, участницы войны, которая осталась его доброй знакомой до конца жизни.
Катаев умер 12 апреля 1986 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Приключения паровоза (первоначальное название "Роман паровоза";1923)
Повелитель железа (1924)
Остров Эрендорф (1924)
Растратчики (1926)
Время, вперёд! (1932)
Политотдельский дневник (1935)
Белеет парус одинокий (1936)
Я, сын трудового народа... (1937)
Электрическая машина (1943)
Жена (1943)
Сын полка (1944)
Катакомбы (первоначальное название "За власть Советов"; 1949)
Поездка на Юг (1951)
Хуторок в степи (1956)
Зимний ветер (1960)
Маленькая железная дверь в стене (1964)
Святой колодец (1965)
Трава забвения (1967)
Кубик (1968)
Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1972)
Кладбище в Скулянах (1975)
Алмазный мой венец (1978)
Уже написан Вертер (1979)
Юношеский роман (1982)
Сухой Лиман (1986)
Рассказы и очерки:
Пробуждение (1912)
Темная личность (1912)
Немчик (первоначальное название "Кукла", 1915)
Из записок гимназиста (первоначальное название "На полевых работах"; 1915)
Ружье (1915)
Весенний звон (1916)
С фронта первой мировой войны (цикл очерков; 1916)
Доброжелатель (1916)
Барабан (1917)
В воскресенье (1917)
A+B в квадрате (1918)
Святки у покойников (1918)
Земляки (1918)
Человек с узлом (1918)
Музыка (1919)
Золотое перо (1921)
В осаждённом городе (1920, публикация 1922)
Опыт Кранца (1922)
Прапорщик (1922)
Сэр Генри и чёрт (1922)
Рыжие крестики (1922)
Дунькина жизнь (1922)
Восемьдесят пять (1922)
Зимой (1923)
Железное кольцо (1923)
Красивые штаны (1923)
Мой друг Ниагаров (цикл рассказов; 1923—1927)
Страшный перелёт (1923)
Фантомы (1924)
Записки о гражданской войне (1924)
Переворот в Индии (1924)
Бородатый малютка (1924)
Выдержал (1924)
Бездельник Эдуард (1925)
Экземпляр (1926)
Ножи (1926)
Родион Жуков (1926)
Актёр (1927)
Огонь (1927)
Гора (1927)
Раб (1927)
Емельян Черноземный (1927)
Отец (1928)
Море (1928)
Вещи (1929)
Ребёнок (1929)
Путешествие в страну будущего (1929)
Автор (1929)
Ушки (1930)
Пороги (1930)
На полях романа (1931)
Ночью (1934)
Дневник горького пьяницы (1935)
Сюрприз (1935)
Сон (1935)
Театр (1935)
Встреча (1935)
Чёрный хлеб (1936)
Цветы (1936)
Тени (1937)
Под Сморгонью (1939)
По Западной Белоруссии. Путевые заметки (1939)
Цветик-семицветик (1940)
Дудочка и кувшинчик (1940)
На даче (1941)
Флаг (1942)
Третий танк (1942)
Партизан (первоначальное название "Расшифрованная сводка"; 1942)
Фотографическая карточка (1942)
Одесские катакомбы (1945)
Жемчужина (1945)
Отче наш (1946)
Виадук (1946)
Новогодний рассказ (1947)
Проклятый ветер (1951)
Порт (1951)
Вечная слава (1954)
Дорогой, милый дедушка (1965)
Сорренто (1966)
Демьян рассказывает (1970)
Фиалка (1973)
Спящий (1984)
Пьесы[править | править вики-текст]
В общем порядке (1926)
Растратчики (1928)
Квадратура круга (1928)
Универмаг (1929)
Ножи (1929)
Авангард (1930)
Миллион терзаний (1931)
Время, вперёд! (1933)
Дорога цветов (1934)
Чудо в пустыне (1935)
Под куполом цирка (1935), совместно с Ильёй Ильфом и Евгением Петровым
Богатая невеста (1936), совместно с Ильёй Ильфом и Евгением Петровым
Белеет парус одинокий (1937)
Шёл солдат с фронта (1938)
Семён Котко (либретто оперы, 1939), совместно с С.С. Прокофьевым
Домик (1940)
Синий платочек (1943)
Отчий дом (1944)
День отдыха (1946)
Сын полка (1947)
За власть Советов (1953)
Случай с гением ("Понедельник")(1956)
Самозванец поневоле (либретто оперетты; 1956), совместно с Е.Г. Геркеном
Пора любви (1962)
Цветик-семицветик (1962)
Оборотень (1963)
Фиалка (1974)
Сценарии:
Родина зовет (Лицо героя) (1935), совместно с А. В. Мачеретом
Под куполом цирка (1936), совместно с Ильёй Ильфом и Евгением Петровым
Белеет парус одинокий (1937)
Шёл солдат с фронта (Я, сын трудового народа) (1938)
Страницы жизни (1946), совместно с А. В. Мачеретом
Сын полка (1946)
Цветик-семицветик (1948)
Безумный день (1956)
За власть Советов (1956)
Поэт (1956)
Время, вперёд! (1965), совместно с М. А. Швейцером
Цветик-семицветик (1968)
Хуторок в степи (1970)
Стихотворения:
Осень (1910)
С творчеством писателя познакомился в 4 или 5 классе, когда проходили «Сына полка». Тогда же научился отличать школьную хрестоматию от собственно книги. Все то читали в основном хрестоматию, а там произведение не полностью. Вот и получил весь класс «колы», только паре счастливчиков «повезло» - им достались «двойки». Но ничего зато потом прочитал это произведение. Самыми запонившимся его произведениями является тетралогия про Петра Бачеева и Гаврика (читал правда только 1 и последнюю книги) Начинал читать "кладбище в Скулянах" и "Рог Оберона", но только начало. так и не дочитал.