(29 декабря 1882 (10 января 1883), Николаевск, Самарская губерния — 23 февраля 1945, Москва)
Алексей Николаевич Толстой — русский советский писатель и общественный деятель из рода Толстых, граф. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. Академик АН СССР (1939). Член комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков (1942). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941; 1943; 1946, посмертно)
Детские годы будущего писателя прошли в небольшом хуторе имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время — пос. Павловка в Красноармейском районе).
В 1897—1898 жил вместе с матерью в городе Сызрань, где учился в реальном училище. В 1898 переехал в Самару.
Весной 1905 года, будучи студентом Петербургского технологического института, Алексей Толстой был отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня».
В Первую мировую войну — военный корреспондент. Совершил поездку во Францию и Англию (1916).
После Октябрьской революции, в 1918—1923 гг., Алексей Толстой находился в эмиграции (Константинополь, Берлин, Париж), впечатления от которой отразил в сатирической повести «Похождение Невзорова, или Ибикус» (1924). В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
В трилогии «Хождение по мукам» (1922—1941) стремится представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а революцию 1917 года как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией.
Исторический роман «Пётр I» (кн. 1—3, 1929—1945, не окончен) — возможно, самый известный образец этого жанра в советской литературе, содержит апологию сильной и жестокой реформаторской власти.
Романы Толстого «Аэлита» (1922—1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925—1927) стали классикой советской научной фантастики.
Повесть «Хлеб» (1937), посвящённая обороне Царицына в годы гражданской войны, интересна тем, что в увлекательной художественной форме рассказывает то видение гражданской войны в России, которое бытовало в кругу И. В. Сталина и его соратников и послужило основой для создания сталинского культа личности. Одновременно с этим в повести уделяется подробное внимание описанию воюющих сторон, быта и психологии людей того времени.
Среди других сочинений: рассказ «Русский характер» (1944), драматургия — «Заговор императрицы» (1925), о разложении царского режима; «Дневник Вырубовой» (1927
Некоторые крупные произведения автор подвергал впоследствии серьёзной переработке — романы «Сёстры», «Гиперболоид инженера Гарина», «Эмигранты» («Чёрное золото»), пьесу «Любовь — книга золотая» и др.
На Первом съезде писателей (1934) выступил с докладом о драматургии.
В 1936 году Толстой как член Союза писателей участвует в так называемой «травле» писателя Леонида Добычина[6], которая возможно привела к самоубийству последнего.
Был за границей (Германия, Италия — 1932, Германия, Франция, Англия — 1935, Чехословакия — 1935, Англия — 1937, Франция, Испания — 1937). Участник Первого (1935) и Второго (1937) конгрессов писателей в защиту культуры.
В августе 1933 года в составе группы писателей посетил открытый Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов памятной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934).
Популярность Толстого сыграла с ним дурную шутку: народная легенда приписывает ему без каких бы то ни было обоснований авторство анонимного порнографического рассказа «Баня».
В 1936—1938 годах, после смерти Максима Горького, А. Н. Толстой возглавлял Союз писателей СССР.
А. Н. Толстой — академик АН СССР (1939), депутат ВС СССР 1-го созыва с 1937 года.
Член Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Присутствовал на Краснодарском процессе. Один из фактических соавторов знаменитого обращения Молотова-Сталина 1941 года, в котором советские лидеры призывают народ обратиться к опыту великих предков:
Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!
— Речь Сталина на параде Красной армии 7 ноября 1941 года
В годы войны Алексей Толстой пишет около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях), начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года — «Что мы защищаем») и до самой своей смерти в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».
В этих статьях писатель часто обращается к фольклору, к эпизодам русской истории. Часто в статьях вспоминаются русские народные сказки (в «Армии героев» Алексей Толстой сравнивает Гитлера со сказочным волком). В «Русских воинах» писатель цитирует «Слово о полку Игореве». В других статьях упоминаются борьба с ханом Мамаем, победы Александра Невского и Михаила Кутузова.
Алексей Толстой последовательно выводит «русский характер», отмечая определённые черты, характерные для русского народа: «отрешение от привычного в трудные минуты жизни» («Что мы защищаем»), «русская смётка» («Армия героев»), «устремление русского народа к моральному совершенствованию» («К писателям Северной Америки»), «пренебрежение к своей жизни и злость, смышлёность и упорство в драке» («Почему Гитлер должен потерпеть поражение»).
Алексей Толстой поднимает на смех психологические методы ведения войны фашистов («Смельчаки»), сравнивая «череп и кости … в петлицах, чёрные танки, воющие бомбы» с рогатыми масками дикарей. Таким образом, Толстой старался бороться с различными мифами о противнике, которые ходили среди солдат.
А. Н. Толстой умер 23 февраля 1945 года. Его родственники считали, что заболевание раком было вызвано работой в Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). В связи с его смертью был объявлен государственный траур.
Хромой барин (1912)
Аэлита (1923)
Похождения Невзорова, или Ибикус (1924)
Гиперболоид инженера Гарина (1927)
Эмигранты (1931)
Хождение по мукам. Книга 1: Сёстры (1922)
Хождение по мукам. Книга 2: Восемнадцатый год (1928)
Хождение по мукам. Книга 3: Хмурое утро (1941)
Пётр Первый
Чудаки
Повести и рассказы
Старая башня (1908)
Архип (1909)
Петушок (Неделя в Туреневе) (1910)
Сватовство (1910)
Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
Актриса (Два друга) (1910)
Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
Неверный шаг (Повесть о совестливом мужике) (1911)
Харитоновское золото (1911)
Приключения Растёгина (1913)
Любовь (1916)
Прекрасная дама (1916)
Обыкновенный человек (1917)
День Петра (1918)
Простая душа (1919)
Четыре века (1920)
В Париже (1921)
Граф Калиостро (1921)
Детство Никиты (1922)
Повесть Смутного времени (1922)
Аэлита (1923)
Семь дней, в которые был ограблен мир, другое название: Союз пяти (1924)
Василий Сучков (1927)
Бывалый человек (1927)
Морозная ночь (1928)
Гадюка (1928)
Хлеб (Оборона Царицына) (1937)
Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
Русский характер (1944)
Странная история (1944)
Древний путь
Чёрная пятница
На острове Халки
Рукопись, найденная под кроватью
В снегах
Мираж
Убийство Антуана Риво
На рыбной ловле
Незавершённые произведения
Егор Абозов (1915)
Пётр I (3 том)
Сказки
Русалочьи сказки
Сорочьи сказки
Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)
Прожорливый башмак
Дочь колдуна и заколдованный королевич
Пьесы
«Путешествие на Северный полюс» (1900)
«О еже, или Наказанное любопытство» (1900-е)
«Дьявольский маскарад, или Коварство Аполлона» (1900-е)
«Муха в кофее (Сплетни, которые кончаются плохо)» (1900-е)
«Дуэль» (1900-е)
«Опасный путь, или Геката» (1900-е)
«Спасательный круг эстетизму» (1900-е)
«Дочь колдуна и заколдованный королевич» (1908)
«Нечаянная удача» (1911)
«День Ряполовского» (1912)
«Насильники» («Лентяй», 1912)
«Молодой писатель» (1913)
«Кукушкины слёзы» (1913)
«День битвы» (1914)
«Нечистая сила» (1916, 2 ред. 1942)
«Касатка» (1916)
«Ракета» (1916)
«Мракобесы» (1917 — под назв. «Горький цвет», 2 ред. — 1929 — с тем же назв., 3 ред. — 1935 — под назв. «Акила», 4 ред. — 1940 — под назв. «Мракобесы», в черновиках 4 ред. также фигурирует название «Изгнание блудного беса»)
«Любовь — книга золотая» (1918, 2 ред. — 1940)
«Смерть Дантона» (1919, обработка пьесы Г. Бюхнера)
«Бунт машин» (1924, обработка пьесы «РУР» К. Чапека)
«Заговор императрицы» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Азеф» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Полина Гебль» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Чудеса в решете…» (1926)
«На дыбе» (1929, позже частично переработана в пьесу «Пётр I»)
«Это будет» (1931, совм. с П. С. Сухотиным)
«Оранго» (1932, либретто оперы Д. Д. Шостаковича, совм. с А. О. Старчаковым)
«Патент № 117» (1933, совм. с А. О. Старчаковым)
«Пётр I» (промежуточная редакция 1935 года — преимущественно переработка более ранней пьесы «На дыбе»; окончательная редакция 1938 года — лишь в очень малой степени использующая материал пьесы «На дыбе»)
«Путь к победе» (1938)
«Чортов мост» (1938; второе действие пьесы позже переработано в пьесу «Фюрер»)
«Золотой ключик» (обработки повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1938)
«Фюрер» (1941, на материале второго действия пьесы «Чортов мост»)
«Иван Грозный» — дилогия:
«Орёл и орлица» (1942)
«Трудные годы» (1943)
Произведения о войне
Армия героев
«Блицкриг» или «блицкрах»
К писателям Северной Америки
Москве угрожает враг
Нас не одолеешь!
Почему Гитлер должен потерпеть поражение
Родина
Русский характер
Цикл «Рассказы Ивана Сударева»
Чёрные дни гитлеровской армии
Что мы защищаем
Я призываю к ненависти
Тексты, приписываемые Толстому
Дневник Вырубовой (предположительные авторы — Алексей Толстой и Павел Щёголев.)
Рассказ «Баня».
Возмездие (рассказ).
В первую очередь для меня это автор Приключения Буратино, удачно переделаннуя сказку итальянского писателя Карло Коллоди, Потом читал первые 2 тома недописанного романа «Петр1» (и смотрел фильм) – особенно первую часть, больше всего запомнившуюся. А вот фантастику – «Гиперболоид» не читал, зато позже посмотрел фильм «Хождение по мукам», книгу тоже не читал.
Сообщение отредактировал Zuboskal: 02 сентября 2016 - 22:24