В главных ролях: Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин,
Кахи Кавсадзе, Николай Годовиков
«Белое солнце пустыни» — советский художественный фильм 1970 года режиссёра Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны. Фильм снят на производственной базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм», по сценарию, написанному Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым.
Лауреат Государственной премии Российской Федерации 1998 года.
Действие фильма происходит в начале 1920-х годов на восточном берегу Каспийского моря. Закончилась гражданская война, но в Средней Азии ещё орудуют банды басмачей. Красноармеец Фёдор Иванович Сухов возвращается через пустыню домой, в Россию, к жене Катерине Матвеевне. В начале он освобождает местного жителя Саида, закопанного по шею в песок.
Оказывается, на мучительную смерть Саида оставил бандит Джавдет, который убил его отца и забрал всё имущество. Далее Сухову встречается отряд красного командира Рахимова, который преследует другого бандита — Чёрного Абдуллу и его банду. Раньше Абдулла сбежал из крепости и оставил там своих жён. Над ними нависла смертельная угроза: если муж не может увезти всех жён с собой, он убивает их. Рахимов уговаривает Сухова задержаться и охранять жён Абдуллы, а сам отправляется за Абдуллой в погоню, откомандировав в помощники Сухову молодого красноармейца Петруху.
Сухов сопровождает бывших жён Абдуллы в близлежащий приморский посёлок Педжент. В скором времени туда приходит и Абдулла со своей бандой, планируя здесь морем переправиться за границу.
За оружием и поддержкой Сухов обращается на бывший пост царской таможни к его начальнику, Павлу Артемьевичу Верещагину, но получает отказ. Тогда он ремонтирует старый пулемёт «Льюис», находит ящик с динамитом и минирует единственный баркас у берега. Сухову удаётся захватить Абдуллу в плен, но тот сбегает, убив Петруху и самую молодую из жён — 15-летнюю Гюльчатай. Позднее Сухов выводит гарем из Педжента по подземному ходу, который ему показал Лебедев, хранитель местного музея.
Беглецы укрываются вместе в старом нефтяном резервуаре, где их осаждают бандиты. Узнав о гибели полюбившегося ему Петрухи, Верещагин отбивает у басмачей баркас, направляет его к берегу, не зная, что баркас заминирован, и погибает при взрыве. Сухов не смог предотвратить его гибель. В момент взрыва он выбирается из резервуара и с помощью Саида уничтожает всех бандитов. Гарем передают под опеку Рахимова, а Сухов возобновляет свой путь на родину.
Фильм очень понравился, особенно песня про «госпожу Удачу». Сухов и Верещагин были отлично сыграны. Вроде и в советские времена фильм показывали нередко , но посмотреть его смог уже в постсоветское время. Это сейчас если услышал про какой то фильм, то можно почти сразу его посмотреть. Также недавно узнал что в роли одного из плмощников Абдуллы снялся реальный местный (каспийский) авторитет Али «таможня даёт добро».
Сообщение отредактировал Radevor: 29 декабря 2017 - 14:46
Le Allgothic est mort. Vive le Allgothic!
Наёмник с ОллГотика, ставший Легендарным Гуру на Бесте.
Отличный советский фильм, смотрел его ещё в детстве, правда тогда не понимал особо ничего, но после неоднократных пересмотров в будущем фильм понравился)
У одного из главных героев фильма - таможенника Верещагина есть реальный прототип и в конце жизни он жил в Ташкенте, как я понял примерно в том районе где я ходил на работу - его имя Михаил Дмитриевич Поспелов.
Михаил Поспелов родился в мае 1884 года в городе Орле. Получив домашнее образование, он поступил в Тифлисское пехотное училище, которое окончил по второму разряду.
Вот еще любопытный момент: когда Поспелов поступил в Тифлисское училище, его начальником был герой русско-турецкой войны, участник Памирской кампании, полковник Александр Васильевич Верещагин.
После выпуска Поспелова определили на службу в Либавский пехотный полк. Служба протекала спокойно, что молодого деятельного офицера не радовало. Осенью 1910 года он добился зачисления в пограничную стражу в 7-й округ на среднеазиатскую границу.
В 1913 году поручик Поспелов, отлично зарекомендовавший себя на новом месте, получает назначение в 30-ю Закаспийскую бригаду, которая охраняла границу с Персией и побережье Каспийского моря.
Русско-персидская граница была очень неспокойным местом. Здесь постоянно действовали шайки контрабандистов, с сопредельной стороны бандиты совершали набеги на туркменские поселения, захватывая девушек для продажи в рабство в Персии.
Сначала под началом Поспелова находился пост «Гермаб» («Чистые ключи»), а затем и весь Гермабский погранотряд, контролировавший 100-верстный участок границы, имевший в своей структуре 4 конно-сторожевых кордона: «Гермаб», «Сулюкли», «Мерген-Улья» и «Сарам-Сакли».
Поспелов был великолепным воином: в совершенстве владел элементами кавалерийской подготовки, за успехи в соревнованиях по стрельбе был награжден шестью императорскими призами. Награды были прикреплены к ножнам шашки, которую он долго хранил.
Но дело было не только в отличном владении оружием и большой физической силе. Поспелов, что называется, душой болел за порученное ему дело. Он обустраивал быт своих подчиненных, решал их проблемы, наладил тесные связи с местным населением.
Поспелов помогал жителям приграничных селений, а они помогали пограничникам, видя в них свою единственную надежную защиту от бандитов.
Благодаря этому командир Гермабского погранотряда организовал хорошо разветвленную сеть разведки, что позволяло пограничникам знать заранее места и время набегов бандитов и попыток прорыва контрабандистов.
Его уважали и боялись враги, давшие ему прозвище «Красный шайтан». Это было еще до появления большевиков — причиной стали не политические взгляды Поспелова, а его роскошные огненно-рыжие усы. Он появлялся внезапно для контрабандистов в самых неожиданных местах, из-за чего наиболее суеверные бандиты стали подозревать, что этот русский офицер обладает еще и навыками боевой магии.
Дом Верещагина из фильма тоже не выдумка — он во многом срисован с дома Поспелова. В посаженном русскими пограничниками саду росли грецкий орех, яблони, груши, вишни, абрикосы, алыча, а в пруду плескались карпы.
В 1917 году, как и Верещагин, Поспелов превратил свой дом в маленькую крепость. Старый мир рушился — Российская империя ушла в прошлое, и наступило безвластие, при котором бандиты и контрабандисты стали действовать нагло, не опасаясь отпора.
Гермабский отряд практически развалился — солдаты, набранные, в основном, в Центральной России, рвались домой, и Поспелов не мог их уже удержать.
Ему самому предлагали уехать за границу, говоря о том, что здесь его служба никому теперь не нужна, а там он может стать большим человеком.
«Я пограничник, и мое дело — охранять границу Отечества. И я отсюда никуда не уйду», — отвечал упрямый Поспелов.
С горсткой бойцов теперь он уже оборонял не 100 верст границы, а собственный дом, обучив владению винтовкой, пулеметом и гранатами жену Софью. В этой крепости росли и две маленькие дочери Поспелова, Лена и Вера.
Наиболее дерзкие бандиты, решившие поквитаться с «Красным шайтаном», получали настолько жесткий отпор, что бросали планы мести раз и навсегда. А сам пограничник в перерывах между этими схватками, как и Верещагин, глушил тоску самогоном.
Он оставался единственным из командиров 30-й Закаспийской бригады, кто остался в строю. И в 1919 году Поспелов стукнул кулаком по столу, решив, что пора наводить порядок. «Красный шайтан» набрал добровольцев из числа местных жителей, которые устали от бандитского беспредела, вооружил и занялся их обучением. Вскоре ему удалось восстановить пограничную службу сначала на посту «Гермаб», а затем и на всем участке ответственности Гермабского погранотряда. Бандиты и контрабандисты, наткнувшись на сопротивление, предпочли уйти подальше, туда, где «Красный шайтан» не мог до них добраться.
Тем временем чаша весов в Гражданской войне стала склоняться в сторону большевиков. И «Красный шайтан» стал «красным» и в политическом смысле — 24 декабря 1919 года приказом по войскам Туркестанского фронта товарищ Поспелов Михаил Дмитриевич был назначен командиром пограничного батальона с дислокацией в населенном пункте Гермаб.
Времена были трудные, и Поспелову приходилось нетривиальными способами решать вопросы снабжения. Для того, чтобы обеспечить своих пограничников хлебом, он продал все ковры, которые были в его доме еще с дореволюционных времен.
В марте 1921 года Михаил Поспелов стал командиром 1-го пограничного полка с дислокацией в городе Ашхабад. Задача полка — охрана всей советско-персидской границы. С формированием войск ВЧК Туркестана он назначается начальником 1-го района 35-й пограничной бригады.
Погранвойска молодой республики остро нуждались в подготовленных кадрах. В 1923 году в Ашхабаде при непосредственном участии Поспелова была создана школа для подготовки младшего комсостава. Курс был рассчитан на 3 месяца. Выпускники школы становились начальниками и помощниками начальников застав на среднеазиатской границе. Впоследствии эта школа была переведена в Ташкент.
В конце 1925 года Михаил Поспелов был отправлен в бессрочный отпуск в связи с достижением предельного возраста службы. Отпуск получился своеобразным: к нему за помощью обратились руководители экспедиции Академии наук СССР в Кара-Кумы по поиску серы для ее промышленной разработки.
Ученым был нужен человек, который знал местность, прекрасно ориентировался в бескрайних песках, знал местные обычаи и владел туркменским языком. Таким человеком и стал Поспелов, занявший должность начальника каравана. По признанию ученых, высокий профессионализм отставного пограничника позволил экспедиции, несмотря на тяжелейшие условия, добиться блестящих результатов. Спустя год работал Поспелов и в повторной экспедиции.
В конце 1920-х опытный офицер помогал добивать банды басмачей, а перед Великой Отечественной войной он перешел на работу в пожарную часть города Ташкента.
В 1950-х годах ему был присвоен статус персонального пенсионера Узбекской ССР. До последних лет жизни Михаил Поспелов сохранял военную выправку, носил гимнастерку и пограничную фуражку.
10 августа 1962 года, в возрасте 78 лет, человек, всю свою жизнь посвятивший служению державе, умер в Ташкенте.
Внук и правнук Михаила Поспелова были выпускниками суворовского училища, достойно служили в Вооруженных Силах, продолжая традицию, заложенную предком.
У Верещагина в фильме на стенах в доме висят фотографии, где Павел Артемьевич запечатлен в форме офицера дореволюционных времен. На снимках он удивительным образом похож на бравого пограничника Михаила Поспелова.
Каких-то документальных подтверждений, что именно он стал прототипом Верещагина, нет. Но как рассказывали его пото:мки к нему в Ташкенте приходила группа кинематографистов.
Герой Михаила Поспелова – таможенник Верещагин, полюбился большой стране, стал достойным воплощением образа человека, посвятившего жизнь своей Родине.
Le Allgothic est mort. Vive le Allgothic!
Наёмник с ОллГотика, ставший Легендарным Гуру на Бесте.
Я тоже, хоть и жил в его местах, но тоже тогда этого факта не знал. Может потому что я фильм смог посмотреть только в конце 90-ых, когда я уже уехал оттуда.
Le Allgothic est mort. Vive le Allgothic!
Наёмник с ОллГотика, ставший Легендарным Гуру на Бесте.
Я про этого человека давно читала большую статью. Вот же были Люди, человек до самой смерти занимался делом и был предан своей Родине. Но и актер, который играл Верещагина - Павел Луспекаев, тоже кремень, в 15 лет ушел на фронт, а во время съемок в фильме передвигался на протезах.
Ну и сам фильм конечно замечателен, он душевный. Ну а про нестареющую классику тут уже и без меня не раз написали .
Фильм классный, и, как ни странно, не односторонний, как большинство советских фильмов. Даже удивляюсь, как его с царским офицером в роли положительного героя пропустили.
Фильм хороший, да. Однако, мне он не слишком нравится. Отчасти из-за не очень качественного формата киноленты и отчасти из-за его старомодности и в некотором роде утраченного смысла.
И все же, я не могу говорить о нем плохо, так как раз на раз, да и приходится смотреть эту киноленту.
Фильм поучительный, по своему содержанию, много можно нового извлечь для себя и глубже понять "каноны" той эпохи. Вообщем, рекомендую.
Отличный фильм со своеобразным юмором и интересными персонажами. И товарищ Сухов не так прост, и Саид и Адбулла, а уж Верещагин в исполнении отличного актера Павла Луспекаева очень сильный персонаж. Каждому из героев приходится делать выбор, чем то жертвовать. Молодость и простота Петрухи и Гюльчатай не выдерживают проверки суровыми условиями пустыни. Фильм весьма атмосферный и как будто действительно говорит: Восток - дело тонкое.
Не радуйся, что докопался до истины, а лучше подумай как будешь выбираться из ямы.
Отличный фильм со своеобразным юмором и интересными персонажами. И товарищ Сухов не так прост, и Саид и Адбулла, а уж Верещагин в исполнении отличного актера Павла Луспекаева очень сильный персонаж. Каждому из героев приходится делать выбор, чем то жертвовать. Молодость и простота Петрухи и Гюльчатай не выдерживают проверки суровыми условиями пустыни. Фильм весьма атмосферный и как будто действительно говорит: Восток - дело тонкое.
Это фильм - легенда. Главный парадокс что результат получился не тот который изначально задумывали создатели. Они открыто говорили о некой пародии на западный Вестерн ...
Привлекательность фильма в его парадоксальной противоречивости. С одной стороны, это в какой то небольшой мере пародия на вестерн и в то же время боевик и высоко патриотическая картина.
Отдельно интересный момент картины придующие ей какую то проработанность и глубину - письма Сухова супруге, которые читаются с его точки зрения, причём вполголоса. {Кстати их тексты придумал сам лично Марк Захаров.}
Сообщение отредактировал Тьяльф: 20 июля 2024 - 15:05