Ники́та Серге́евич Михалко́в (род. 21 октября 1945, Москва, СССР) — советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер. Народный артист РСФСР (1984). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Председатель Союза кинематографистов России с 1998 года. Трижды лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993, 1995, 1999).
Обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля (1991) и номинант на премию «Оскар» (1993) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Урга — территория любви». Лауреат премии «Оскар» (1995) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при Каннского кинофестиваля (1994) за фильм «Утомлённые солнцем». Обладатель «Специального льва» Венецианского кинофестиваля (2007) за вклад в киноискусство и номинант на премию «Оскар» (2008) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «12».
Родился 21 октября 1945 года в Москве в семье советского литератора Сергея Михалкова и поэтессы, писательницы и переводчицы Натальи Кончаловской. Старший брат — Андрей Михалков-Кончаловский.
В 1956—1959 годах Никита Михалков учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по классу фортепиано, занимался в театральной студии при Драматическом театре имени Станиславского.
В 1963 году поступил в Театральное училище имени Щукина; в 1966 году, будучи студентом четвёртого курса, принял участие к киносъёмках, за что был исключён (студентам в то время это запрещалось). Перешёл на второй курс режиссёрского факультета ВГИКа.
В 1971 году закончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Дипломной работой стал фильм «Спокойный день в конце войны», сценарий которого был написан Михалковым совместно с Рустамом Ибрагимбековым.
В возрасте 27-и лет добровольно пошел на военную службу, в 1972—1973 годах проходил её на Камчатке на флоте, на крейсере ТОФ «Михаил Кутузов». По словам сослуживцев, участвовал в художественной самодеятельности, регулярно выступал с концертами, собирая полные залы.
Творческий путь
В кино Михалков начал сниматься в 14 лет. В 1960 году сыграл роль школьника, пародирующего православного священника, в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском», в 1961 году — в фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша». В 18 лет сыграл главную роль в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» и спел там одноимённую песню, после чего получил широкую известность.
В 1972 году стал автором сценария первого рекламного кинофильма для советского зрителя «Шоколад».
В 1974 году 28-летний Михалков снял свой первый фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Десятилетие с 1974 по 1984 год прошло для Михалкова очень плодотворно. Почти ежегодно на экраны страны выходили его фильмы; многие из них получили международное признание, завоевали множество призов на международных и всесоюзных фестивалях. На рубеже 1980-х годов Михалков много и успешно снимался в кино. Самые известные его роли: «Сибириада» — режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский (1979), «Вокзал для двоих» (1982) и «Жестокий романс» (1984). В 1984 году Никите Михалкову было присвоено звание народного артиста РСФСР.
В конце 1980-х годов Михалков создал продюсерское объединение «ТриТэ» (Творчество, Товарищество, Труд). Первым фильмом, созданным при участии этого объединения, стала картина Михалкова «Урга — территория любви» (1991) — притча о монгольской семейной паре, живущей в степи. Картина имела успех на международных кинофестивалях и была номинирована на премию «Ника» в пяти категориях и на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Выступил в защиту режиссёра Сергея Бондарчука от «перестроечной» критики.
В 1992 году Михалков выпустил авторскую телевизионную программу «Перекрёсток», которая сразу же была запрещена.
С января 1992 года Никита Михалков — член президиума Российского фонда культуры. В мае 1993 года Михалков был избран председателем правления Российского фонда культуры (сменив академика Дмитрия Лихачёва).
В 1993 году Михалков выпустил фильм «Анна: от 6 до 18», рассказывающий о жизни его дочери Анны. В 1994 году снял фильм «Утомлённые солнцем». Фильм получил множество наград, включая Гран-при Каннского кинофестиваля и «Оскар» за лучший иностранный фильм.
В 1998 году Никита Михалков избран председателем правления Союза кинематографистов России.
В 1999 году вышел фильм «Сибирский цирюльник».
Михалков как актёр, генеральный продюсер и художественный руководитель (от студии ТриТэ) принимал участие в фильме «Статский советник» (2005, режиссёр-постановщик Филипп Янковский).
В 2007 году на 64-ом Венецианском кинофестивале, где в основной конкурсной программе был представлен фильм Михалкова «12», режиссёр получил награду «Специальный лев» за вклад в киноискусство.
Союз кинематографистов России в декабре 2008 года не избрал Михалкова делегатом на свой VII съезд. В ответ Михалков назвал несколько сотен делегатов Съезда кинематографистов России «театром лилипутов». Поскольку несколько членов Союза заявили о нелегитимности голосования (так как из 567 делегатов 184 отсутствовали), а Минюст России предупредил о возможном отказе в регистрации его итогов, вопрос о Председателе Союза остался открытым. В итоге Союз оказался под угрозой закрытия. Сторонники Михалкова (актёр Василий Ливанов, режиссёр Владимир Наумов, директор Госфильмофонда Николай Бородачёв и кинорежиссёр Клим Лаврентьев) подали иск о нелегитимности итогов VII съезда Союза. В ответ новоизбранные руководители Союза отправили 3 письма в Московскую и Пресненскую прокуратуры и в управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД с требованиями расследовать экономическую деятельность Михалкова на посту председателя правления Союза кинематографистов России. 17 марта Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК незаконными.
Исполнение песен
В своём фильме «Солнечный удар» из 2014 г. Михалков исполняет романс «Не для меня» с Государственным академическим Кубанским казачим хором под руководством Анатолия Арефьева.
2012 После школы
2011 Утомлённые солнцем 2: Цитадель - Сергей Петрович Котов
2010 Утомлённые солнцем 2: Предстояние - Сергей Петрович Котов
2007 – 12 - 2-й присяжный
2006 Тупой жирный заяц
2006 Мне не больно - Сергей Сергеевич
2005 Статский советник - Глеб Георгиевич Пожарский
2005 Персона нон грата | Persona non grata (Польша, Россия, Италия) -
Олег — главная роль
2005 Жмурки - Сергей Михайлович (Михалыч)
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе
2000 Вера, надежда, кровь | Belief, Hope and Blood (не был завершен)
1998 Сибирский цирюльникъ | Le barbier de Sibérie / Lazebník sibiřský -
император Александр III
1997 Шизофрения - персонаж фильма
1996 Ревизор - Городничий
1994 Утомлённые солнцем | Soleil trompeur - комдив Сергей Петрович Котов
1993 Анна от 6 до 18 (документальный)
1992 Прекрасная незнакомка | Beautiful Stranger, A | Piekna nieznajoma (Россия, Польша) - полковник
1991 Урга - территория любви | Urga – велосипедист (нет в титрах)
1990 Униженные и оскорблённые - князь Валковский
1990 Под северным сиянием (СССР, Япония) Лежнев
1984 Жестокий романс - Сергей Сергеевич Паратов
1983 250 грамм. Радиоактивное завещание | 250 grammaa - radioaktiivinen testamentti (Финляндия) - Макс Сёман
1982 Полёты во сне и наяву - режиссер
1982 Инспектор ГАИ - Валентин Павлович Трунов
1982 Идеалистка - Сергей Николаевич Баклажанов
1982 Вокзал для двоих – Андрей проводник
1981 Родня - официант
1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона - Сэр Генри Баскервиль
1981 Портрет жены художника Борис Петрович
1979 Несколько дней из жизни И.И. Обломова - господин в Петербурге
1978 Сибириада - Алексей Устюжанин в 60-е годы
1977 Неоконченная пьеса для механического пианино | Unfinished Piece for the Player Piano - Николай Иванович Трилецкий
1975 Раба любви - Иван
1974 Свой среди чужих, чужой среди своих - Александр Брылов
атаман, бывший есаул
1972 Станционный смотритель - Минский
1971 Держись за облака | Hold on to the Clouds | Kapaszkodj a fellegekbe! (Венгрия, СССР)
1970 Спорт, спорт, спорт - Кирибеевич
1969 Песнь о Маншук - Валерий Ежов
1969 Красная палатка | Red Tent, The | Tenda rossa, La (СССР, Италия) - Борис Чухновский
1969 Дворянское гнездо - князь Нелидов
1967 Звёзды и солдаты | Red and the white, The | Csillagosok, katonák (Венгрия, СССР) – Глазунов прапорщик
1966 Шуточка (короткометражный) - молодой человек
1966 Не самый удачный день - Никита
1965-1967 Война и мир - эпизод
1965 Перекличка - Сергей Бородин
1965 Год как жизнь - Жюль
1964 Фитиль (короткометражный)
1963 Я шагаю по Москве - Николай — молодой рабочий-метростроевец
1961 Приключения Кроша - Вадим
1960 Тучи над Борском
1959 Солнце светит всем эпизод
2014 Солнечный удар
2011 Утомлённые солнцем 2: Цитадель
2010 Утомлённые солнцем 2: Предстояние
2007 55 (документальный)
2007 12
2005 Генерал Кожугетыч (документальный)
2003 Русский выбор (документальный)
2003 Отец (документальный)
2003 Мама (документальный)
1998 Сибирский цирюльникъ | Le barbier de Sibérie / Lazebník sibiřský
1994 Утомлённые солнцем | Soleil trompeur
1993 Вспоминая Чехова (не был завершен)
1993 Анна от 6 до 18 (документальный)
1991 Урга - территория любви | Urga
1990 Автостоп | L'autostop
1986 Очи чёрные | Dark Eyes | Oci ciornie (Италия, США, СССР)
Выдвигался на премию «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке».
1983 Без свидетелей
1981 Родня
1979 Несколько дней из жизни И.И. Обломова
1978 Пять вечеров
1977 Неоконченная пьеса для механического пианино | Unfinished Piece for the Player Piano
1975 Раба любви
1974 Фитиль (короткометражный)
1974 Свой среди чужих, чужой среди своих
1970 Спокойный день в конце войны (короткометражный)
1970 И эти губы, и глаза зелёные.... (короткометражный)
1968 А я уезжаю домой (короткометражный)
курсовая работа
1967 Девочка и вещи (короткометражный)
2014 Солнечный удар
2011 Утомлённые солнцем 2: Цитадель
2010 Утомлённые солнцем 2: Предстояние
2007 12
2003 Отец (документальный)
2003 Мама (документальный)
1998 Сибирский цирюльникъ | Le barbier de Sibérie / Lazebník sibiřský
1994 Утомлённые солнцем | Soleil trompeur
1993 Анна от 6 до 18 (документальный)
1991 Урга - территория любви | Urga
1990 Автостоп | L'autostop
1989 Одинокий охотник | მარტოხელა მონადირე
1986 Очи чёрные | Dark Eyes | Oci ciornie (Италия, США, СССР)
1986 Мой любимый клоун
1983 Без свидетелей
1979 Несколько дней из жизни И.И. Обломова
1978 Пять вечеров
1977 Транссибирский экспресс
1977 Неоконченная пьеса для механического пианино | Unfinished Piece for the Player Piano
1977 Ненависть
1974 Свой среди чужих, чужой среди своих
1970 Риск
1968 А я уезжаю домой (короткометражный)
Весьма неоднозначный творец. К его ранним работам я отношусь в основном положительно. Жестокий романс, Вокзал для двоих, Родня, Свой среди чужих, чужой среди своих, Приключения Шерока Холмса - я смотрела, хорошие фильмы. По моему мнению, Михалков очень старательно относится к эмоциям, которые должны показать актеры. Но старательно не значит правильно и это отразилось в его поздних работах, я бы даже сказала послеперестроечных. Видимо раньше сказывалось наличие цензуры, и Михалков немного умерял свой пыл, а когда открылась «свобода творчества» его прорвало. Поздние его работы мне не впечатлили, а некоторые даже разочаровали. Утомленные солнцем так ни разу целиком и не посмотрела, может зря, но ничего шедеврального я там не смогла увидеть. Сибирский цирюльник тоже не особо впечатлил. 12 – многим понравилось, а мне нет. Дело в том, что я смотрела оригинальный фильм «Двенадцать разгневанных мужчин» Сидни Люмета и он мне понравился, в фильме все лаконично и расставлено на свои места. Есть присяжные, есть приговор и есть сомнение в справедливости приговора. Михалков же, мало того, что взял готовую чужую идею фильма (а она весьма хороша), он испортил ее лишними надстройками и эмоциями. Типажи героев выглядят как из комикса, они все такие разноплановые и это так сильно подчёркивается, что выглядят ненастоящими. Это как раз тот случай, когда актерской игры слишком много и слишком много пафоса. Утомленные солнцем 2 пыталась посмотреть, но парусные танки, голые попы из самолета и черенки от лопат отбили напрочь желание вникать в суть кино. Я считаю это издевательством над историей и плевком в свою родину. Так что Солнечный удар даже и не пыталась смотреть.
Михалкова смотрел, как и положено каждому советскому и россиянину. Причём больше нравятся ранние его фильмы - "Свой среди чужих..", "Вокзал для двоих" (товарищ чечётку танцевал на столе), конечно же "Я шагаю по москве" и до "Сибирады", после этого уже немного поднадоели его фильмы. А бравые репрессированные командоры Котовы с лопатками или крутые золотозубые братки из "Жмурок" вообще раздражают.
Сообщение отредактировал Half-Orc: 21 января 2017 - 09:20
Le Allgothic est mort. Vive le Allgothic!
Наёмник с ОллГотика, ставший Легендарным Гуру на Бесте.
Детально разбирать каждую поделку Барина не буду, и так любому адекватному человеку понятно, что "Свой среди чужих" и "Утомлённые солнцем" 1994 г. - хорошие фильмы, а "Предстояние" и "Цитадель" - плохие. Неоднозначную реакцию вызвала картина "12". Если бы я не знала, что это римейк воистину гениальной вещи "12 разгневанных мужчин", я бы страшно обрадовалась, ведь идея, сюжет и игра актёров [почти всех] восхитительны. Но так как это не оригинальное произведение, а лишь паразитирование на чужом творчестве, то похвалить этот фильм не могу. От него так и веет вторичностью. Всё самое лучшее в нём - не от Михалкова, а от Реджинальда Роуза и моего любимого Сидни Люмета.
Сначала скажу о его актёрстве - оно выдающееся. Я не очень помню старые фильмы, но Михалкова в них помню прекрасной игрой. Также он блистательно сыграл Пожарского в "Статском советнике" и смешно сыграл Михалыча в "Жмурках". Как режиссёра могу отметить только "Утомлённые солнцем" и "Сибирский цирюльник", остальные фильмы либо не смотрел, либо уже не помню. "12" смотрел фрагментами и вроде неплохо, но так руки и не дошли посмотреть полностью.
А не так давно увидел авторскую передачу Михалкова "Бесогон ТВ", где он выводит на чистую воду всех нехороших людей, которые не уважают Россию. В передаче он очень грамотно и с неопровержимыми фактами показывает кто есть кто. Не буду выкладывать сюда выпуски, кто захочет сам найдёт в инете (политика теперь запрещена на форуме). Но кто бы что не говорил про Михалкова, он действительно интересная личность. То, что он первый после Бога, не мешает ему говорить умные и правильные вещи.
У меня к этому мужику очень предвзятое отношение: он постоянно получает награды как режиссер за свои фильмы по всему миру по различным номинациям, хотя фильмы его очень посредственные и не понятные. Все это наталкивает на нехорошие мысли, будто у него блат и связи офигительные и мне это не нравится.
Мне нравились старые фильмы Михалкова, а вот новые это кино не для меня. В статском советнике была его лучшая роль, вот там он исполнил на все 100% Из режиссёрских работ больше всего впечатлил сибирский цирюльник с Олегом Меньшиковым. Как председатель союза кино он тоже справляется хорошо, все выпады в его адрес это хайп на пустом месте.