Профессия: кинорежиссёр, сценарист, продюсер, писатель
Люк Бессон — известный французский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, неоднократный обладатель премии «Сезар». Известен такими фильмами как «Никита», «Леон», «Пятый элемент», «Такси 1,2,3,4», «Ангел-А» и «Люси».
Бессон родился в семье инструкторов компании "Club Med" по подводному плаванию и с самого детства готовился продолжить семейную традицию. Все детство он провёл на побережье Греции и Югославии, увлеченно занимаясь нырянием и подводной фотосъемкой. Мечтой его было стать специалистом по дельфинам. Однако мечтам не суждено было сбыться. В семнадцать лет в результате несчастного случая он теряет возможность заниматься своим любимым делом.
Люк возвращается в Париж, где занимается то тем, то другим, пока не привязывается к кино. Он смотрит много фильмов, работает на съёмочных площадках, на вспомогательных ролях.
В 19 лет он уезжает в Голливуд, но, поработав там «мальчиком на побегушках», возвращается на родину и идёт служить в армию. Отслужив три года, он возвращается к кинематографу, сначала в качестве постановщика музыкальных клипов, а потом и как ассистент режиссёра в «большом» кино.
Дебютом можно считать короткометражную ленту «Предпоследний», первый полнометражный фильм снятый Бессоном была «Последняя битва», снятый на чёрно-белую плёнку в целях экономии средств.
Несмотря на трудности с бюджетом, фильм был снят и тут же режиссёр был причислен ко второй французской Новой Волне (которая начиналась с Жан-Жака Анно и Лео Каракса). Дебют оказался удачным — картина получила два приза на фестивале фантастических фильмов в Авориазе и ещё с десяток прочих премий.
Через год, успех был упрочен картиной «Подземка» (1985). В ней уже чётко читался специфический стиль Бессона — смесь напряжённого действия и мелодраматизма. Его герои и в последующих работах будут заниматься своеобразным «нырянием» в другую реальность, будь то киллеры из «Никиты» и «Леона» или ныряльщик из «Голубой бездны». Контрастный баланс между внутренним и внешним мирами позволяет режиссёру филигранно прописывать характеры своих героев, создавая феерию действия и страстей.
В 1988 году, Бессон снимает красивейшую ленту о романтике подводного мира «Голубая бездна». Картина, проникнутая ностальгией по детским годам и преклонением перед профессией ныряльщика и кумиром Жаком Майолем, принесла Люку деньги, несколько номинаций на «Сезар» (который в итоге и был вручен за работы бессменного композитора Бессона Эрика Серра и звукооператора ленты) и культовую славу.
Настоящей же вершиной режиссёрской карьеры Бессона стал следующий его фильм «Никита» (1990). В ленте наиболее ярко проявился типичный бессоновский стиль повествования, когда быстро развивающийся сюжет снимается с поистине музыкальной стройностью и скрипичной напряжённостью. Картину ждал кассовый успех в США. После этой картины, Бессон получил всеобщее признание как режиссёр с мировым именем. Во время съёмок фильма он сломал ногу и развёлся с женой.
Доходы, полученные от двух предыдущих проектов, позволили Бессону вновь обратиться к морской теме и выпустить в 1991 году абсолютно некоммерческий документальный научно-популярный фильм «Атлантис». Подводная одиссея в духе Кусто стала своего рода прощанием с миром детства, признанием в несбыточности надежд и любви к кинематографу.
В своей следующей, шестой по счету картине, «Леон» (1994), Бессон развил образ мрачного киллера, заявленный ещё в «Никите». Режиссёр впервые позволил полностью раскрыться актёрскому дару Жана Рено. Образ по-детски непосредственного и по-взрослому серьёзно профессионального убийцы ярко рисуется им в этой картине через историю взаимоотношений взрослого мужчины и двенадцатилетней девочки, сыгранной Натали Портман. Смесь американского постановочного размаха и французской сентиментальности, несмотря на ошеломляющий успех, так и не завоевала ни одного «Сезара».
В 1997 году выходит новая работа Бессона, под названием «Пятый элемент». Люк привлек американских звёзд Брюса Уиллиса и Гэри Олдмена, а также свою жену, Миллу Йовович. На постановку было затрачено $90 млн., что выразилось в потрясающих декорациях, костюмах Жан-Поля Готье и гриме. Фильм с великолепной музыкой Эрика Серра и ироничными, а порой по-американски прямыми диалогами окупился, собрав по всем миру $266 млн.
Следующей режиссёрской работой Бессона стала историческая постановка «Жанна Д’Арк» (1999) все с той же Миллой Йовович в главной роли. Реалистичная и пугающая обстановка батальных сцен, потрясающая глубина визуальных образов и волнующая музыка переносят зрителя на пятьсот лет назад.
После шестилетнего перерыва в режиссуре, Бессон возвратился к своему старому проекту, сценарий которого начал писать ещё десять лет назад. И в 2005 году выпустил фильм «Ангел-А».
В конце 2006 года выходит фильм "Артур и минипуты", созданный по двум книгам самого Бессона: "Артур и минипуты" и "Артур и запретный город".
Фильм был снят с номинации "Лучший анимационный фильм" за слишком большое количество актёрских сцен, однако он окупает затраты на себя.
Семья и дети
Был женат на актрисах Анн Парийо (Никита́ в одноименном фильме), Майвенн Ле Беско (играет роль Дивы Плавалагуны в «Пятом элементе»; сожительство), Милле Йовович (поженились в конце 1997, развелись в 1999.) Нынешняя жена — Виржини Силла, сопродюсер последних проектов Бессона.
У Люка Бессона есть пятеро детей: дочь Жюльетт от брака с Анн Парийо; дочь Шанна от Майвенн Ле Беско; две дочери — Талия, Сатин и сын Мао от брака с Виржини Силла.
Валериан и город тысячи планет (2017)
Люси (2014)
Малавита (2013)
Леди (2011)
Артур и война двух миров (2010)
Необычайные приключения Адель
Артур и месть Урдалака (2009)
Артур и невидимки: Год самых великих приключений (ТВ, 2007)
Артур и минипуты (2006)
Ангел-А (2005)
Жанна Д'Арк (1999)
Пятый элемент (1997)
Леон (1994)
Как мое сердце слабо бьется (1992) короткометражка
Атлантис (1991)
Никита (1990)
Голубая бездна (1988)
Подземка (1985)
Pull marine (1984) ... короткометражка
Последняя битва (1983)
Предпоследний (1981) короткометражка
Валериан и город тысячи планет (2017)
Ренегаты (2017)
Заложница (сериал, 2016 – ...)
Врата воинов (2016)
Перевозчик: Наследие (2015)
Заложница 3 (2014)
Люси (2014)
Такси: Южный Бруклин (сериал, 2014)
3 дня на убийство (2014)
13-й район: Кирпичные особняки (2013)
Малавита (2013)
(Не)жданный принц (2013)
Перевозчик (сериал, 2012 – ...)
Без ограничений (сериал, 2012 – ...)
Заложница 2 (2012)
Слепой (2012)
Напролом (2011)
Коломбиана (2011)
Никита (сериал, 2010 – 2013)
Артур и война двух миров (2010)
Необычайные приключения Адель (2010)
Из Парижа с любовью (2009)
Артур и месть Урдалака (2009)
Миссионер (2009)
13-й район: Ультиматум (2009)
Перевозчик 3 (2008)
Заложница (2007)
Такси 4 (2007)
Артур и минипуты (2006)
Бандитки (2006)
Ангел-А (2005)
Револьвер (2005)
Перевозчик 2 (2005)
Дэнни Цепной пес (2005)
13-й район (2004)
Нью-Йоркское такси (2004)
Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса (2004)
Мишель Вальян: Жажда скорости (2003)
Фанфан-тюльпан (2003)
Такси 3 (2003)
Перевозчик (2002)
Васаби (2001)
Поцелуй дракона (2001)
Ямакаси: Свобода в движении (2001)
Дансер (2000)
Такси 2 (2000)
Жанна Д'Арк (1999)
Такси (1998)
Пятый элемент (1997)
Ее звали Никита (сериал, 1997 – 2001)
Леон (1994)
Убийца (1993)
Никита (1990)
Голубая бездна (1988)
Камикадзе (1986)
Подземка (1985)
Последняя битва (1983)
Предпоследний (1981)
Здесь, я думаю, все знакомы с творчеством этого режиссера. Ну кто не смотрел «Пятый элемент», полагаю, все смотрели, да и не по одному разу.
Весьма интересный режиссер, у него много хороших работ, не все конечно, но есть просто замечательные вещи. «Леон» - замечательный фильм, настоящая драма, а не только боевик со стрельбой. Создать образ «положительного» киллера (на сколько это вообще возможно) достаточно сложная задача, Жан Рено отлично отыграл свою роль. «Пятый элемент», я наверное, раза 4 или 5 смотрела, отличный фантастический боевик-сказка. Все-таки раньше подобные фильмы были более человечными, сейчас все больше супер-герои со своими супер-способностями.
Еще мне запомнился «Дансер», конечно не шедевр, но, по моему мнению, хорошее кино, с неизбитым сюжетом. Из всей кучи фильмов про такси могу выделить лишь два первых, потом мне уже не понравилось, как-то не смешно и глупо. «Вассаби», «Багровые реки», «13 район» - хорошие боевики.
Отдельно хочу отметить фильм «Ангел-А», весьма хороший и качественный продукт. Необычная история, которая мня затянула и я с удовольствием посмотрела этот фильм. Фильм серьезный, философский, заставляет задуматься. И как же шикарно смотрелась Ри Рисмуссен в этом фильме, вот это ноги.
«Люси» тоже вроде неплохой фильм, смотрибельный, но далеко не лучшее творение Бессона.
Конечно знатный и заслуженный похвал сценариста режиссёр. Столько фильмов его доставили мне удовольствие и знатно так поднимают настроение. Раньше, давно , не понимал смысл его некоторых фильмов, сейчас же пересматриваю их .
Лучшие картины на мой взгляд - это Вассаби, Такси, Элемент. Эх, чего только стоят эти произведения. Жду новых кинокартин от него, что ещё сказать...
У этого режиссёра смотрел несколько фильмов, которые понравились. "Жанна д Арк" вроде и сделан как на современный мотив, но всё таки чувствуется история, "5 элемент" с той же Милкой и Брюсом Уиллисом, а также пара фильмов с Жан Рено - про хорошего убийцу - "Леон" и "Васаби" (в последнем хоть Бессон выступает как продюссер и сценарист, а не режиссёр - но фильм всё равно можно считать его)
Le Allgothic est mort. Vive le Allgothic!
Наёмник с ОллГотика, ставший Легендарным Гуру на Бесте.
этот оболтус за всю жизнь не снял ни одного путного фильма. всё что ни было или шерпотреп как пятый элемент или попросту никчёмное кино
не, ну понятно, что не все у него получилось хорошо, но, что бы прям вообще ни одного путевого фильма - это преувеличение.
Такси - согласна. если первые части еще можно было смотреть, то потом кончено фигня, но тот же "Ангел-А" серьезное и весьма неплохое кино, на мой вкус.
Знаю об этом режиссёре из-за такого фильма как «Такси». Я видел все четыре части. Потом, я заметил его имя на обложке одной моей книге, на книге «Артур и минипуты», но какая ИЗ книг это была, я точно не помню. Смотрел я и естественно все три эти его фильма «Артур и минипуты». «Люси» и «Валериан и город тысячи планет» я пока не смотрел, возможно когда-то гляну. Первый так на Скарлетт глянуть хочу лишний раз, а второй чисто на графоний глянуть. Видел также фильмы, где он выступал как сценарист и продюссер: Это конечно же 4 части «Такси», «13-й Район» первые две части, «Ямакаси: Новые самураи», «Мишель Вальян: Жажда скорости», «Денни цепной пёс», «Поцелуй дракона» мельком, «Бандитки», «Онг Бак», «Перевозчик» (оригинальных три фильма). Также ремейк, или как я говорю пародия первого «Такси», так это «Такси» 2004-го года. Может ещё что пропустил, но вот такой вот списочек.
Так как из режессируемых им фильмов я видел не много, потому особо данного режиссёра хвалить или критиковать не буду. Но вот фильмы где он выступал в качестве продюсера или сценариста мне понравились. Но именно те, которые я указал выше. Потому что есть некоторое кол.во и ремейков, которые так себе. И также понимаю, что это не полностью его заслуга успех этих фильмов, но всё же. На сим данный пост заканчивается.