Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. Выдающийся критик и писатель, создавший новые языковые формы; виднейший мастер афоризма; крупнейший эссеист и поэт; композитор. Профессор классической филологии Базельского университета (1869-79). Испытал влияние А.Шопенгауэра и Р.Вагнера. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. из-за душевной болезни.
В своём первом сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), в значительной мере посвященном анализу античной трагедии развивал идеи типологии культуры, намеченной Иоганном Фридрихом Шиллером, Фридрихом Вильгельмом Шеллингом и немецким романтизмом. Сопоставляя два начала бытия и культуры — «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное), Ницше видел идеал в достижении равновесия этих полярных начал. Уже здесь содержатся зачатки его учения о бытии как стихийном становлении, развитого позднее в учение «о воле к власти» как присущей всему живому тяге к самоутверждению, и его утопической философии истории, обращающейся в поисках идеала к досократовской Греции. Эти консервативно-романтические взгляды и его волюнтаризм («Несвоевременные размышления», 1873) предопределили развитие Ницше в направлении иррационализма.
Показательно обращение поэта к форме эссе в его ранних работах; произведения «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886) строились как цепь фрагментов или афоризмов. Философия обрела выражение в поэтическом творчестве, легенде, мифе («Так говорил Заратустра», 1883 — 84). Ницше стремился преодолеть рациональность философского метода; понятия не выстраивались у него в систему, а предстали как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», которая есть и само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т.д. В его философии переплетаются в труднорасчленимом единстве разнообразные, часто противоборствующие мотивы; анархическая критика современного буржуазной действительности и культуры предстала в виде универсального отчаяния в жизни, которое им самим осознавалось как явление «нигилизма».
В мифе Ницше о «сверхчеловеке» культ сильной личности, индивидуально преодолевающей буржуазный мир — вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается с романтической идеей «человека будущего», оставившего позади современность с её пороками и ложью. Пытаясь утвердить, в противовес реально существующим общественным отношениям, «естественный», ничем не сдерживаемый поток «жизни», поэт предпринял ультрарадикальную критику всех «ценностей», в том числе христианства («Антихристианин», 1888), обрушивается на демократическую идеологию как закрепляющую «стадные инстинкты», выступал с проповедью эстетического «имморализма» и т.д. Мироощущение Ницше, близкое настроениям «декаданса» (неоромантизма, литературного импрессионизма) «конца века», особенно заметно в его лирических стихотворениях.
Противоречивая и не подчиняющаяся какому-либо единству системы философия Фридриха Ницше оказала влияние на различные направления буржуазной мысли 20 века — философию жизни, прагматизм,экзистенциализм (каждое из этих направлений по-своему толковало ницшеанство). Философ оказал значительное влияние на писателей конца 19 — начала 20 веков как в Германии (Стефан Георге, Генрих Манн, Томас Манн, Герман Хессе, Готфрид Бенн), так и в других странах — Кнут Гамсун (Норвегия), Юхан Август Стриндберг (Швеция), Андре Жид (французский писатель), Эптон Билл Синклер, Джек Лондон (американские писатели), Икбал (Индия), на русских символистов В. Иванова, Андрея Белого, Валерия Яковлевича Брюсова.
Творчество Ницше явилось по существу одновременно саморазоблачением и утверждением тенденций буржуазной культуры в эпоху империализма, «прообразом» реакционных тенденций в философии, политике, морали 20 века; ницшеанство использовали и идеологи немецкого фашизма. Философы-марксисты, начиная с Франца Меринга и Георгия Валентиновича Плеханова, выступали с резкой и последовательной критикой идей Фридриха Ницше и ницшеанства.
Рассуждать о творчестве Ницше, влиянии на последнее душевного здоровья автора, а также об авторе, как идеологе будущего не самого лучшего периода в истории немецкой нации можно бесконечно долго, но это бессмысленно.
Разве древние греки и их идеи о Земле, как центре Вселенной виноваты в бесчисленных аутодафе?
Разве Беккерель и Резерфорд с Кюри виноваты в Хиросимской трагедии?
Автор не несет ответственности за то, как через столетия или тысячелетия используют его идею.
Из множества цитат и афоризмах, надерганных из контекста и заполнивших ныне страницы интернета, чтобы дать возможность лентяям, не соизволившим вникнуть в собственно творения Ницше, казаться окружающим очень умными, стоит привести одно:
Спойлер
— Это мне не нравится. — Почему? — Я не дорос до этого. Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек?
Фридрих Вильгельм Ницше
Родился - 15 октября 1844 года
Скончался - 25 августа 1900 года
Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. Выдающийся критик и писатель, создавший новые языковые формы; виднейший мастер афоризма; крупнейший эссеист и поэт; композитор. Профессор классической филологии Базельского университета (1869-79). Испытал влияние А.Шопенгауэра и Р.Вагнера. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. из-за душевной болезни.
В своём первом сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), в значительной мере посвященном анализу античной трагедии развивал идеи типологии культуры, намеченной Иоганном Фридрихом Шиллером, Фридрихом Вильгельмом Шеллингом и немецким романтизмом. Сопоставляя два начала бытия и культуры — «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное), Ницше видел идеал в достижении равновесия этих полярных начал. Уже здесь содержатся зачатки его учения о бытии как стихийном становлении, развитого позднее в учение «о воле к власти» как присущей всему живому тяге к самоутверждению, и его утопической философии истории, обращающейся в поисках идеала к досократовской Греции. Эти консервативно-романтические взгляды и его волюнтаризм («Несвоевременные размышления», 1873) предопределили развитие Ницше в направлении иррационализма.
Показательно обращение поэта к форме эссе в его ранних работах; произведения «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886) строились как цепь фрагментов или афоризмов. Философия обрела выражение в поэтическом творчестве, легенде, мифе («Так говорил Заратустра», 1883 — 84). Ницше стремился преодолеть рациональность философского метода; понятия не выстраивались у него в систему, а предстали как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», которая есть и само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т.д. В его философии переплетаются в труднорасчленимом единстве разнообразные, часто противоборствующие мотивы; анархическая критика современного буржуазной действительности и культуры предстала в виде универсального отчаяния в жизни, которое им самим осознавалось как явление «нигилизма».
В мифе Ницше о «сверхчеловеке» культ сильной личности, индивидуально преодолевающей буржуазный мир — вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается с романтической идеей «человека будущего», оставившего позади современность с её пороками и ложью. Пытаясь утвердить, в противовес реально существующим общественным отношениям, «естественный», ничем не сдерживаемый поток «жизни», поэт предпринял ультрарадикальную критику всех «ценностей», в том числе христианства («Антихристианин», 1888), обрушивается на демократическую идеологию как закрепляющую «стадные инстинкты», выступал с проповедью эстетического «имморализма» и т.д. Мироощущение Ницше, близкое настроениям «декаданса» (неоромантизма, литературного импрессионизма) «конца века», особенно заметно в его лирических стихотворениях.
Противоречивая и не подчиняющаяся какому-либо единству системы философия Фридриха Ницше оказала влияние на различные направления буржуазной мысли 20 века — философию жизни, прагматизм,экзистенциализм (каждое из этих направлений по-своему толковало ницшеанство). Философ оказал значительное влияние на писателей конца 19 — начала 20 веков как в Германии (Стефан Георге, Генрих Манн, Томас Манн, Герман Хессе, Готфрид Бенн), так и в других странах — Кнут Гамсун (Норвегия), Юхан Август Стриндберг (Швеция), Андре Жид (французский писатель), Эптон Билл Синклер, Джек Лондон (американские писатели), Икбал (Индия), на русских символистов В. Иванова, Андрея Белого, Валерия Яковлевича Брюсова.
Творчество Ницше явилось по существу одновременно саморазоблачением и утверждением тенденций буржуазной культуры в эпоху империализма, «прообразом» реакционных тенденций в философии, политике, морали 20 века; ницшеанство использовали и идеологи немецкого фашизма. Философы-марксисты, начиная с Франца Меринга и Георгия Валентиновича Плеханова, выступали с резкой и последовательной критикой идей Фридриха Ницше и ницшеанства.
Рассуждать о творчестве Ницше, влиянии на последнее душевного здоровья автора, а также об авторе, как идеологе будущего не самого лучшего периода в истории немецкой нации можно бесконечно долго, но это бессмысленно.
Разве древние греки и их идеи о Земле, как центре Вселенной виноваты в бесчисленных аутодафе?
Разве Беккерель и Резерфорд с Кюри виноваты в Хиросимской трагедии?
Автор не несет ответственности за то, как через столетия или тысячелетия используют его идею.
Из множества цитат и афоризмах, надерганных из контекста и заполнивших ныне страницы интернета, чтобы дать возможность лентяям, не соизволившим вникнуть в собственно творения Ницше, казаться окружающим очень умными, стоит привести одно:
Спойлер
— Это мне не нравится.
— Почему?
— Я не дорос до этого.
Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек?
Изменено пользователем Вайпер