1) Попытка соединить жанры стратегии и РПГ, «Героев» и «Меч и магию».
Ее следствием стали самостоятельно передвигающееся монстры по карте (вплоть до блуждающих), а также герой, который мог и вовсе не иметь армии. Также можно было в лучших традициях РПГ делать партию, включающую до семи прокачанных героев. Типичная «Меч и Магия» – крутые персонажи, разносящие в хлам армии врага… Но вот именно-то, что целые армии, а не пару десятков монстров. Элемент стратегии как бы вообще был потерян, лишь поначалу были нужны существа-помощники, а под конец игры все решали уже супергерои… Даже для знатоков ММ это было странно, а уж для тех, кто знал и любил серию по классическим «Героям 3», – это стало убийством духа игры.
Это, конечно, минус. С другой стороны, РПГ-элемент позволил создавать очень интересные сценарии-приключения, целые странствия одного-единственного героя, имеющего несколько помощников (в том числе и из числа монстров) и борющегося с разными противниками, хитроумно прокачанными и владеющими рядом артефактов. Скажем так, при умелом подходе и минусы «Героев 4» можно обратить в плюсы.
Как следствие РПГ-элемента, в игру добавилась возможность пить разные зелья (но не готовить, их можно покупать, находить на карте или захватывать у убитых противников), а также использовать жезлы с энным количеством заклинаний. Правда, «Зелье бессмертия» сделало игру почти читерной.
2) Новая система классов героя (еще одно следствие РПГ).
Теперь герою по мере прокачки давались специальные звания – в зависимости от того, какие умения он развивал. Также они предполагали определенные бонусы.
Вот несколько примеров:
Крестоносец – тот, кто изучает магию Жизни и Тактику. Бонус – всегда имеет максимальную мораль.
Чародей – тот, кто изучает магию Природы и магию Порядка. Бонус в 20% к созданию иллюзий и призыванию.
Тёмный Повелитель – его конек магия Смерти и Благородство. При атаке снижает мораль до минимума.
Лич – владеет магией Смерти и магией Хаоса. При атаке получает возможность состарить врага, снизив его защиту на 25%, атаку на 20% и скорость на 50%.
Огнестраж – знаток магии Хаоса и Боя. +50% к защите от огня и иммунитет к огненным заклинаниям и способностям.
И т.д.
Также теперь герой должен был выбирать – работать на себя любимого или на армию (или на то и другое).
3) Своеобразная графика – ее назвали «изомерной».
Она по-прежнему была двумерной, но, благодаря взгляду как бы «искоса», создавалась иллюзия трехмерности. Скажем, не всегда это себя оправдывало, ряд существ, да и люди, стали выглядеть… не совсем красавцами.
Двумерная графика «Героев 3» и даже «Героев 2» смотрелась куда естественнее. Впрочем, на тот момент это было единственное решение, и не особо удачную графику разработчикам можно было вполне простить. Если бы это был единственный минус…
4) Новая страница истории Старой Вселенной, а также новая магическая система.
Энрот погиб, и действие полностью перенесли на Аксеот, другую планету. Многие расы оказались уничтожены, остальные перемешались весьма причудливым способом, в итоге мы имеем очень странные замки-города.
Помимо сюжетного объяснения (беженцы объединялись, как могли), разработчики придумали и почти философское. Теперь города стали символизировать собой типы магии.
Природа
Жизнь Сила Хаос
Порядок Смерть
Жизнь противоположна Смерти, Порядок – Хаосу, но Природа включает в себя Хаос и Жизнь, а Порядок уравновешивает Жизнь и Смерть. А в центре пентограммы – Сила. Такая смеха упорядочивала систему магии в игре и наглядно показывала взаимодействие разных ее школ. Довольно неплохо смотрится, но все-таки города-гибриды оказались достаточно надуманны. Все-таки демоны никогда не ассоциировались со школой Смерти, скорее – с Хаосом.
К тому же школы магии получились не совсем равноценные. Порядок получил много сильных боевых заклинаний, а также заклинаний ментального воздействия, тогда как у Жизни были одни лишь обереги, а у Смерти – в основном проклятия. Только высшая магия уравнивала более или менее всех.
Многие фанаты не простили разработчикам гибель полюбившегося Энрота, а также «Ноев ковчег» из спасшихся народов. Кроме того, больно ударила по сердцам игроков потеря ряда полюбившихся юнитов – поклонники Некрополиса по сей день оплакивают драгоценных личей, лучшего стрелка замка, замененных на уродливых Ядовитых Отродий.
Сюжеты оригинала получились очень сильными. Увы, про аддоны это не скажешь. Если «Грядущая буря» предлагала более или менее интересных героев, хотя пара строчек текста после роскошных кампаний оригинала и вызывала недоумение, то «Ветры войны» явственно показали: разработчикам уже стало не до игры, а 3DO дышит уже на ладан.
Конечно, провальные аддоны любви к игре не добавили.
5) Ряд новых «фич», как полезных, так и спорных.
К примеру, «туман войны»: он скрывает передвижение вражеских войск. Даже на уже разведанных территориях нельзя увидеть противника, если он не находится в пределах видимости вашей (или дружественной вам) армии или постройки. Это усложняло игру, но многие приняли нововведение в штыки.
Еще более спорным стало решение сделать лишь четыре уровня существ, причем, начиная со второго уровня в замках, мы должны выбирать, кого строить: тех же джиннов или наг, минотавров или медуз, ангелов или чемпионов и т.п. Однако существа были далеко не всегда равнозначны по силе, так что такие монстры, как наги или церберы, оказались на обочине симпатий игрока.
Очень полезным элементом – не оспариваемым, пожалуй, никем – можно назвать караваны. Теперь существ можно было переправлять из одного замок в другой без помощи героев, не двигая армии самим по карте. Составил список юнитов, нажал на отправку – и жди получения «посылки».
6) Не совсем продуманный баланс.
Как уже отмечала, тупость ИИ заслуживает особого разговора. Например, наши герои могут бутылями хлестать зелье Бессмертия, но противнику ни разу это в голову не придет.
Впрочем, умельцы из народа делают хитрые фанатские сценарии, где учат-таки врагов уму-разуму.
Также в игре есть принцип: первый замок слаб против второго, но силен против третьего. И все же зачастую баланс дает сильные сбои, делая игру либо слишком сложной, либо откровенно скучной. Впрочем, что вы хотели? Задумки были неплохие, но игра вышла довольно сыроватой…