Тит Лукреций Кар – римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к IV веку н. э., но не могут считаться достоверными. Всё, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».
Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния (239–169 до н.э.), у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Философская поэма Лукреция «De Rerum Natura» («О природе вещей»), написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура – главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это – единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Поэма состоит из шести книг. В первых трех устанавливаются фундаментальные принципы («Ничто не возникает из ничего», «Ничто никогда не погибает»). Далее Лукреций систематически излагает учение о Вселенной, состоящей из бесконечного количества крошечных неделимых частиц (атомов) и бесконечного пустого пространства, через которое вечно падают эти частицы. Лукреций утверждает также, что атомы не обладают никакими качествами, кроме определенного размера и формы, а все прочие воспринимаемые нами свойства объектов (цвет, запах, тепло и т.д.) возникают в результате воздействия на человеческие органы чувств различных сочетаний атомов. Все, что образовано из атомов, в том числе земля и небо, человеческие ум и душа, подвержено разрушению, бессмертие души – измышление. В последующих книгах эти принципы применяются для объяснения различных явлений. IV книга посвящена зрению, слуху и прочим чувствам, а также любовной страсти, что дает автору возможность разразиться негодующей сатирой по поводу безумия влюбленных. В V книге рассматриваются вопросы космогонии, происхождение растений, животных и человека, а также общества и цивилизации. В VI книге, по-видимому незаконченной, Лукреций обращается к столь разнообразным явлениям, как молния, магнетизм и вулканы. Непременная основополагающая идея всего изложения – фундаментальный принцип Эпикура, гласящий, что единственным источником знания является чувственное восприятие. Лукреций формулирует эту мысль с полной отчетливостью (книга I 422–425, IV 469–521) и подтверждает верность данному принципу постоянными обращениями к свидетельствам чувств, вводя их в повествование в виде живописных картин из самых разных областей.
Избрав для своего философского сочинения стихотворную форму, Лукреций оживил и сделал более убедительным учение Эпикура.
Об этом учении стоит поговорить отдельно, но сейчас я упомяну только знаменитое четвероякое лекарство, часть философии эпикуреизма.
Тетрафармакос (τετραφάρμακος)
· не должно бояться богов.
· не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет».
· благо легко достижимо.
· зло легко переносимо.
Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени. Материалисты XVII–XVIII веков воспринимали атомистические идеи древности главным образом у Лукреция. В середине 17 в. Пьер Гассенди (1592–1655) приступил к серьезному изучению эпикурейской философии, а труды Галилея, Бэкона и Декарта подготовили разум людей к новому способу восприятия «природы».
Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus)
ок. 95 – 55 до н.э.
Тит Лукреций Кар – римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к IV веку н. э., но не могут считаться достоверными. Всё, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».
Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния (239–169 до н.э.), у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Философская поэма Лукреция «De Rerum Natura» («О природе вещей»), написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура – главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это – единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Поэма состоит из шести книг. В первых трех устанавливаются фундаментальные принципы («Ничто не возникает из ничего», «Ничто никогда не погибает»). Далее Лукреций систематически излагает учение о Вселенной, состоящей из бесконечного количества крошечных неделимых частиц (атомов) и бесконечного пустого пространства, через которое вечно падают эти частицы. Лукреций утверждает также, что атомы не обладают никакими качествами, кроме определенного размера и формы, а все прочие воспринимаемые нами свойства объектов (цвет, запах, тепло и т.д.) возникают в результате воздействия на человеческие органы чувств различных сочетаний атомов. Все, что образовано из атомов, в том числе земля и небо, человеческие ум и душа, подвержено разрушению, бессмертие души – измышление. В последующих книгах эти принципы применяются для объяснения различных явлений. IV книга посвящена зрению, слуху и прочим чувствам, а также любовной страсти, что дает автору возможность разразиться негодующей сатирой по поводу безумия влюбленных. В V книге рассматриваются вопросы космогонии, происхождение растений, животных и человека, а также общества и цивилизации. В VI книге, по-видимому незаконченной, Лукреций обращается к столь разнообразным явлениям, как молния, магнетизм и вулканы. Непременная основополагающая идея всего изложения – фундаментальный принцип Эпикура, гласящий, что единственным источником знания является чувственное восприятие. Лукреций формулирует эту мысль с полной отчетливостью (книга I 422–425, IV 469–521) и подтверждает верность данному принципу постоянными обращениями к свидетельствам чувств, вводя их в повествование в виде живописных картин из самых разных областей.
Избрав для своего философского сочинения стихотворную форму, Лукреций оживил и сделал более убедительным учение Эпикура.
Об этом учении стоит поговорить отдельно, но сейчас я упомяну только знаменитое четвероякое лекарство, часть философии эпикуреизма.
Тетрафармакос (τετραφάρμακος)
· не должно бояться богов.
· не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет».
· благо легко достижимо.
· зло легко переносимо.
Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени. Материалисты XVII–XVIII веков воспринимали атомистические идеи древности главным образом у Лукреция. В середине 17 в. Пьер Гассенди (1592–1655) приступил к серьезному изучению эпикурейской философии, а труды Галилея, Бэкона и Декарта подготовили разум людей к новому способу восприятия «природы».
Изменено пользователем Вайпер