Перейти к содержанию
View in the app

A better way to browse. Learn more.

Best Gothic Forums

A full-screen app on your home screen with push notifications, badges and more.

To install this app on iOS and iPadOS
  1. Tap the Share icon in Safari
  2. Scroll the menu and tap Add to Home Screen.
  3. Tap Add in the top-right corner.
To install this app on Android
  1. Tap the 3-dot menu (⋮) in the top-right corner of the browser.
  2. Tap Add to Home screen or Install app.
  3. Confirm by tapping Install.
Опубликовано

 eku2NGR.jpg?1

 

Артур Кларк

 

Родился 16 декабря 1917 года

Скончался 19 марта 2008 года

 

     Родился 16 декабря 1917 года в г.Мэйнхэд (графство Сомерсет, Англия). В 1936 году он переехал в г.Лондон, где работал аудитором в казначействе. Являлся одним из активнейших членов Британского межпланетного общества (British Interplanetary Society, BIS), одной из це-лей которого являлась пропаганда идеи космических полетов. На конец 1930-х приходятся первые литературные опыты Кларка: он пишет бюллетени общества и в то же время создаёт свои первые фантастические рассказы. В годы Второй мировой войны был призван в армию и служил в Королевских военно-воздушных силах. Участвовал в работах по созданию первого радара, а также испытаниями первой автоматической системы посадки самолетов. В 1963 году описал историю создания радара в книге «Укатанный путь» («Glide Path»).

    После окончания войны возвратился в Лондон и продолжил работу в BIS. Руководил обществом в 1946-1947 и в 1950-1953 годах. В 1945 году написал научную статью «Ретрансляторы вне Земли» («Extra-terrestrial Relays»), в которой выдвинул идею геостационарных спутников ретрансляторов, успешно реализованную 25 лет спустя. Впоследствии эта идея принесла ему множество наград, в том числе международную премию имени Маркони за 1982 год, золотую медаль Института Франклина, премию Линдберга и другие. Международный астрономический союз (International Astronomical Union) официально присвоил геостационарной орбите наименование «Орбита Кларка» («The Clarke Orbit»).

    Первые художественные вещи Артура Кларка стали появляться в фэнзинах с 1937 года, а его дебютным рассказом стала «Спасательная команда» («Rescue Party»), написанный в марте 1945 года и напечатанный в журнале «Astounding Science» в мае 1946 года.

    В 1948 году Кларк окончил лондонский Королевский колледж (King's College) с почестями первого класса в физике и математике.

    В 1953 г. женился на Мэрилин Мэйфилд (Marilyn Mayfield), но спустя полгода брак распался. Кларк так прокомментировал происшедшее: «Наш брак был обречен на неудачу с самого начала. Это лишь доказательство того, что я абсолютно не приспособлен к женитьбе, хотя и считаю, что каждый должен хотя бы один раз это сделать».

    В декабре 1954 года Кларк переселился на Цейлон (ныне Шри-Ланка), где и проживал до самой смерти. Тогда же в 1954 году Кларк начинает все больше и больше внимания проявлять к морю. Позже он написал, что к океану он пришел через свое увлечение аэронавтикой. Но причиной этого является не то, что и аэронавтика, и океанография требуют проведения исследований. «Когда в конце 1940-х годов я впервые погрузился с аквалангом, я понял, что имеется простой и дешевый способ подражания волшебным аспектам космического полета», — писал Кларк.

    В книге «Профили Будущего» («Profiles of the Future») он попытался нарисовать контуры завтрашнего дня. В этой книге он сформулировал свои знаменитые Три Закона.

    Первый закон Кларка: «Если заслуженный, но пожилой ученый заявляет, что нечто возможно — он конечно же прав. Когда же он заявляет, что это невозможно — он вероятнее всего ошибается». «Пожилым» Кларк считает ученого после 30 лет в физике, математике и астронавтике, после 40 лет — в других дисциплинах. Конечно же встречаются исключения, но после 50 лет их нет. Второй закон Кларка: «Единственный путь обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать один шаг в невозможное». Третий закон Кларка: «Любая перспективная техника неотделима от волшебства». Сформулировав эти законы, Кларк написал: «Так как трех законов было достаточно для обоих Исааков — Ньютона (Isaac Newton) и Азимова (Isaac Asimov) — я решил остановиться на этой цифре». Тем не менее он продолжал формулировать свои законы и во 2-м приложении к книге «Файл Одиссеи» приводит 69-й закон Кларка: «Чтение руководство пользователя без наличия компьютера — это то же самое, что чтение инструкций по сексу без сексуального контакта».

    В 1964 году он начал работать с кинорежиссером Стэнли Кубриком (Stanley Kubrick) над сценариями научно-фантастического фильма «2001: Космическая Одиссея», который через четыре года был удостоен премии «Оскар». Позже на основе сценария Кларк написал одноименную книгу.

    В конце 1960-х — начале 1970-х годов вместе с радиокомментатором Уолтером Кронкайтом (Walter Cronkite) и астронавтом Уолтером Ширрой (Walter Schirra) вел репортажи о полетах космических кораблей «Apollo-11», «Apollo-12» и «Apollo-15» для радиовещательной корпорации CBS.

    В 1982 году он издал продолжение космической одиссей «2010: Одиссея II» («2010: Odyssey Two»). Позже вместе с Питером Хаймсом (Peter Hyams) работал над киноверсией книги. Так как оба находились на разных концах земного шара, то связь в основном шла через модем. Позже работу над сценарием они описали в книге «Файл Одиссеи — Созидание 2010» («The Odyssey File — The Making of 2010»).

    К настоящему времени Кларк завершил работу над тетралогией, написав в 1988 году «2061: Одиссея III» («2061: Odyssey Three»), а в 1997 году — «3001: Финальная Одиссея» («3001: The Final Odyssey»).

    Кларк много работал на телевидении. Его 13-серийные телевизионные сериалы «Таинственный мир Артура Кларка» (Arthure C.Clarke's Mysterious World») в 1980 году и «Мир странных явлений Артура Кларка» («Arthure C.Clarke's World of strange Powers») в 1985 году были показаны во многих странах мира. Он также подготовил несколько передач о космосе в сериале «Университеты Уолтера Кронкайта» («Walter Cronkite's Universe») в 1981 году.

    Мировая критика называет Артура Чарлза Кларка «Фантастом Номер Один». Он собрал попросту невиданный урожай всяческих литературных премий — «Хьюго», «Небьюла», «Юпитер», Мемориальный приз Дж.У. Кемпбелла, Международная фантастическая премия и других. Так же существует «Премия Артура Кларка» (Arthur C. Clarke Award) присуждаемая с 1986 года за лучший научно-фантастический роман, опубликованный в Великобритании.

    26 мая 2000 года в Коломбо на Шри Ланке прошла церемония возведения Кларка в рыцарское звание, которого он был удостоен за два года до этого.

    Серьезная болезнь писателя вынудила его все чаще прибегать к литературному сотрудничеству. Но все книги, написанные в соавторстве, далеко уступают произведениям самого Кларка, даже наиболее поздним. 

      В последнее время из-за последствий полиомиелита Кларк не мог самостоятельно передвигаться, но продолжал активно работать над новыми книгами, вел переписку со своими коллегами во всем мире и надеялся встретить свое столетие в космическом отеле на селеноцентрической орбите. Мечте не суждено было сбыться — мир потерял классика научной фантастики 19 марта 2008 года, На 91-м году жизни, в 1:30 ночи по местному времени Шри-Ланка сэр Артур Чарльз Кларк скончался.

 

Спойлер

 

Международная премия по фантастике / International Fantasy Award, 1952 // Нехудожественное произведение
—> The Exploration of Space (1951)

 

Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Рассказ
—> Девять миллиардов имён Бога / The Nine Billion Names of God (1953)

 

Хьюго / Hugo Award, 1956 // Рассказ
—> Звезда / The Star (1955)

 

Небьюла / Nebula Award, 1972 // Повесть
—> Встреча с медузой / A Meeting With Medusa (1971)

 

Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1974 // Лучший НФ-роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)

 

Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1974 // Роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)

 

Юпитер / Jupiter Award, 1974 // Роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)

 

Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第5回 (1974) // Переводной рассказ
—> Встреча с медузой / A Meeting With Medusa (1971)

 

Хьюго / Hugo Award, 1974 // Роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)

 

Небьюла / Nebula Award, 1973 // Роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)

 

Локус / Locus Award, 1974 // Роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)

 

Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第11回 (1980) // Переводной роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)

 

Хьюго / Hugo Award, 1980 // Роман
—> Фонтаны рая / The Fountains of Paradise (1979)

 

Небьюла / Nebula Award, 1979 // Роман
—> Фонтаны рая / The Fountains of Paradise (1979)

 

Форри / Forry Award, 1982

 

AnLab / AnLab award (Analog), 1983 // Статья
—> New Communications Technologies and the Developing World (1982)

 

Небьюла / Nebula Award, 1985 // Грандмастер

 

Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 1997

 

Странник, 2001 // Мастер издалека

 

Премия Роберта А. Хайнлайна / Robert A. Heinlein Award, 2004

 

Спойлер

   Космическая одиссея / A Space Odyssey   [= Монолит] 

·         2001: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey  [= Космическая одиссея 2001 года] (1968)

·         2010: Одиссея Два / 2010: Odyssey Two (1982)

·         2061: Одиссея Три / 2061: Odyssey Three (1988)

·         3001: Последняя Одиссея / 3001: The Final Odyssey (1997)

 

   Рама / Rama

·         Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama  [= Встреча с Рамой] (1973)

·         Рама II / Rama II (1989) // Соавтор: Джентри Ли

·         Сад Рамы / The Garden of Rama (1991) // Соавтор: Джентри Ли

·         Рама Явленный / Rama Revealed (1993) // Соавтор: Джентри Ли

 

   Одиссея Времени / A Time Odyssey // Соавтор: Стивен Бакстер 

·         Око Времени / Time's Eye  [= Глаз времени] (2003) // Соавтор: Стивен Бакстер

·         Солнечная буря / Sunstorm  [= Буря на Солнце] (2005) // Соавтор: Стивен Бакстер

·         Перворожденный / Firstborn (2008) // Соавтор: Стивен Бакстер

Спойлер

   Бросок на луну / Venture to the Moon [серия рассказов] 

·         На старт / The Starting Line  [= Стартовая линия; Double-Crossed in Outer Space] (1956)

·         Робин Гуд, член Королевского Общества / Robin Hood, F.R.S.  [= Saved! By a Bow and Arrow] (1956)

·         Зеленые пальцы / Green Fingers  [= Зеленая загадка; Death Strikes Surov] (1956)

·         Не всё, что блестит / All That Glitters  [= Весь этот блеск; Diamonds!... and then divorce] (1956)

·         Феерическое зрелище / Watch This Space  [= Следите за космосом; Who Wrote That Message to the Stars?... in Letters a Thousand Miles Long?] (1956)

·         Коварный параграф / A Question of Residence  [= Вопрос пребывания; Alone on the Moon] (1956)

 

   По ту сторону неба / The Other Side of the Sky [серия рассказов] 

·         Специальный груз / Special Delivery  [= Специальная доставка] (1957)

·         Пернатый друг / Feathered Friend (1957)

·         Сделайте глубокий вдох / Take a Deep Breath (1957)

·         Космическая свобода / Freedom of Space (1957)

·         Случайная встреча / Passer-by  [= Прохожий] (1957)

·         Зов звезд / The Call of the Stars (1957)

 

   Сказки «Белого оленя» / Tales from the «White Hart»   [= Гарри Парвис / Harry Purvis] [серия рассказов] 

·         Тише, пожалуйста / Silence Please!  [= Пожалуйста, тише!] (1950)

·         Охота на крупную дичь / Big Game Hunt  [= The Reckless Ones] (1954)

·         Патентная заявка / Patent Pending  [= The Invention] (1954)

·         Гонка вооружений / Armaments Race (1954)

·         Критическая масса / Critical Mass (1957)

·         Абсолютная мелодия / The Ultimate Melody (1956)

·         Пацифист / The Pacifist (1956)

·         Соседи / The Next Tenants (1957)

·         Движущая сила / Moving Spirit (1957)

·         Человек, который вспахал море / The Man Who Ploughed the Sea (1957)

·         Строптивая орхидея / The Reluctant Orchid  [= Трусливая орхидея; Боязливая орхидея] (1956)

·         Холодная война / Cold War (1957)

·         Что взлетает вверх... / What Goes Up (1955)

·         Спящий красавец / Sleeping Beauty  [= Case of the Snoring Heir] (1957)

·         Дефенестрация Эрминтруды Инч / The Defenestration of Ermintrude Inch  [= The Defestration of Ermintrude Inch] (1957)

·         + Да будет свет! / Let There Be Light  [= Луч смерти] (1957)

 

   Приход ночи / Beyond the Fall of Night // Соавтор: Грегори Бенфорд 

·         Да не настанет ночь / Against the Fall of Night  [= Не дай наступить ночи] (1948)

Спойлер

1951   Прелюдия к космосу / Prelude to Space   [= Master of Space; The Space Dreamers] 

1951   Пески Марса / The Sands of Mars

1952   Острова в небе / Islands in the Sky

1953   Конец детства / Childhood's End   [= Конец Детства] 

1955   Земной Свет / Earthlight

1956   Город и звёзды / The City and the Stars

1957   Большая Глубина / The Deep Range   [= Очевидно, так оно и будет; Очевидно, все так и получится] 

1961   Лунная пыль / A Fall of Moondust

1963   Остров дельфинов / Dolphin Island   [= Dolphin Reef; Dolphin Island: A Story of the People of the Sea; People of the Sea] 

1968   2001: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey   [= Космическая одиссея 2001 года] 

1973   Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama   [= Встреча с Рамой] 

1975   Земная Империя / Imperial Earth   [= Imperial Earth: A Fantasy of Love and Discord] 

1979   Фонтаны рая / The Fountains of Paradise

1982   2010: Одиссея Два / 2010: Odyssey Two

1986   Песни далекой Земли / The Songs of Distant Earth

1988   2061: Одиссея Три / 2061: Odyssey Three

1989   Рама II / Rama II // Соавтор: Джентри Ли 

1990   Призрак исполина / The Ghost from the Grand Banks

1991   Сад Рамы / The Garden of Rama // Соавтор: Джентри Ли 

1993   Рама Явленный / Rama Revealed // Соавтор: Джентри Ли 

1993   Молот Господень / The Hammer of God

1997   3001: Последняя Одиссея / 3001: The Final Odyssey

2000   Свет иных дней / The Light of Other Days // Соавтор: Стивен Бакстер 

2003   Око Времени / Time's Eye   [= Глаз времени] // Соавтор: Стивен Бакстер 

2005   Солнечная буря / Sunstorm   [= Буря на Солнце] // Соавтор: Стивен Бакстер 

2008   Перворожденный / Firstborn // Соавтор: Стивен Бакстер 

2008   Последняя теорема / The Last Theorem // Соавтор: Фредерик Пол 

Спойлер

1948   Да не настанет ночь / Against the Fall of Night   [= Не дай наступить ночи] 

1949   Лев Комарры / The Lion of Comarre   [= Ушедшие в Комарру] 

1951   Свет Земли / Earthlight

1958   Песни далекой Земли / The Songs of Distant Earth

1971   Встреча с медузой / A Meeting With Medusa

Спойлер

1937   Путешествие по проводам / Travel by Wire!

1938   Как мы летали на Марс / How We Went to Mars

1938   Отступление с Земли / Retreat from Earth

1942   Пробуждение / The Awakening

1946   Лазейка / Loophole   [= Амбразура] 

1946   Спасательный отряд / Rescue Party   [= Спасательная команда] 

1946   Техническая ошибка / Technical Error   [= The Reversed Man] 

1947   Изгнанник / Castaway

1947   Наследство / Inheritance

1947   Внутренние огни / The Fires Within

1948   Забытый враг / The Forgotten Enemy

1949   Двое в космосе / Breaking Strain   [= Thirty Seconds — Thirty Days] 

1949   Прятки / Hide and Seek

1949   Экспедиция на Землю / History Lesson

1949   Стена Мрака / The Wall of Darkness

1949   Мимолетность / Transience   [= Преходящее; Следы на песке] 

1950   Путь во тьме / A Walk In The Dark   [= Прогулка во тьме] 

1950   Ангел-хранитель / Guardian Angel

1950   Немезида / Nemesis   [= Изгнание навечно; Изгнанник больших миров; Exile of the Eons] 

1950   Тише, пожалуйста / Silence Please!   [= Пожалуйста, тише!] 

1950   Дорога к морю / The Road to the Sea   [= Seeker of the Sphinx] 

1950   Стрела времени / Time's Arrow

1951   Каникулы на Луне / Holiday on the Moon

1951   Иной тигр / Other Tiger

1951   Второй рассвет / Second Dawn

1951   Абсолютное превосходство / Superiority

1951   Часовой / The Sentinel   [= Страж; Sentinel of Eternity] 

1951   Ох уж эти туземцы! / Trouble With the Natives   [= Three Men in a Flying Saucer; Captain Wyxtpthll's Flying Saucer] 

1951   «И если я, Земля, тебя забуду...» / «If I Forget Thee, Oh Earth...»

1952   Все время мира / All the Time in the World   [= Все время в мире] 

1953   Столкновение на рассвете / Encounter in the Dawn   [= Встреча на заре истории; Encounter at Dawn; Expedition to Earth] 

1953   Юпитер Пять / Jupiter Five   [= Пятый Юпитера; Юпитер-5; Jupiter V] 

1953   Паразит / Parasite

1953   Девять миллиардов имён Бога / The Nine Billion Names of God   [= Девять миллиардов имён] 

1953   Одержимые / The Possessed

1954   Гонка вооружений / Armaments Race

1954   Охота на крупную дичь / Big Game Hunt   [= The Reckless Ones] 

1954   Завтра не наступит / No Morning After   [= Завтрашнего утра не будет; Конец света] 

1954   Патентная заявка / Patent Pending   [= The Invention] 

1954   Большая Глубина / The Deep Range

1955   Беглец / Refugee   [= Royal Prerogative; This Earth of Majesty] 

1955   Звезда / The Star   [= Star of Bethlehem] 

1955   Что взлетает вверх... / What Goes Up

1956   Коварный параграф / A Question of Residence   [= Вопрос пребывания; Alone on the Moon] 

1956   Не всё, что блестит / All That Glitters   [= Весь этот блеск; Diamonds!... and then divorce] 

1956   Зеленые пальцы / Green Fingers   [= Зеленая загадка; Death Strikes Surov] 

1956   Рекламная кампания / Publicity Campaign   [= Чужие] 

1956   Робин Гуд, член Королевского Общества / Robin Hood, F.R.S.   [= Saved! By a Bow and Arrow] 

1956   Из контрразведки / Security Check   [= Утечка информации] 

1956   Пацифист / The Pacifist

1956   Строптивая орхидея / The Reluctant Orchid   [= Трусливая орхидея; Боязливая орхидея] 

1956   На старт / The Starting Line   [= Стартовая линия; Double-Crossed in Outer Space] 

1956   Абсолютная мелодия / The Ultimate Melody

1956   Феерическое зрелище / Watch This Space   [= Следите за космосом; Who Wrote That Message to the Stars?... in Letters a Thousand Miles Long?] 

1957   Холодная война / Cold War

1957   Критическая масса / Critical Mass

1957   Пернатый друг / Feathered Friend

1957   Космическая свобода / Freedom of Space

1957   Да будет свет! / Let There Be Light   [= Луч смерти] 

1957   Движущая сила / Moving Spirit

1957   Случайная встреча / Passer-by   [= Прохожий] 

1957   Спящий красавец / Sleeping Beauty   [= Case of the Snoring Heir] 

1957   Специальный груз / Special Delivery   [= Специальная доставка] 

1957   Сделайте глубокий вдох / Take a Deep Breath

1957   Зов звезд / The Call of the Stars

1957   Дефенестрация Эрминтруды Инч / The Defenestration of Ermintrude Inch   [= The Defestration of Ermintrude Inch] 

1957   Человек, который вспахал море / The Man Who Ploughed the Sea

1957   Соседи / The Next Tenants

1958   Солнечный удар / A Slight Case of Sunstroke   [= The Stroke of the Sun] 

1958   Космический Казанова / Cosmic Casanova

1958   Из солнечного чрева / Out of the Sun

1958   Кто там? / Who's There?   [= The Haunted Spacesuit] 

1959   Колыбель на орбите / Out of the Cradle, Endlessly Orbiting...

1960   Я помню Вавилон / I Remember Babylon

1960   С кометой / Into the Comet   [= На хвосте у кометы; Inside the Comet] 

1960   Лето на Икаре / Summertime on Icarus   [= The Hottest Piece of Real Estate in the Solar System] 

1960   Неувязка со временем / Trouble with Time   [= Преступление на Марсе; Crime on Mars] 

1961   До Эдема / Before Eden

1961   Смерть и сенатор / Death and the Senator

1961   Ненависть / Hate   [= At the End of the Orbit] 

1961   Любовь — это вселенная / Love That Universe   [= Возлюбите Вселенную] 

1961   Восход Сатурна / Saturn Rising

1961   Пища богов / The Food of the Gods

1961   Сверкающие / The Shining Ones

1962   Обезьяна в вашем доме / An Ape About the House   [= Плоды воспитания] 

1962   Созвездие Пса / Dog Star   [= Moondog] 

1962   Второй Мальмстрем / Maelstrom II

1963   «Ф» — значит Франкенштейн / Dial «F» for Frankenstein   [= У меня зазвонил телефон; Зазвонил телефон...; По ком звонит телефон; Конец электричества] 

1963   Воспроизведение / Playback

1963   Воссоединение / Reunion

1963   Последняя команда / The Last Command   [= Последний приказ] 

1963   Тайна / The Secret   [= The Secret of the Men in the Moon] 

1963   Солнечный ветер / The Wind From the Sun   [= Sunjammer] 

1964   Луч возмездия / The Light of Darkness   [= Огонь глубин; Огни изнутри; Луч — Оружие отмщения] 

1965   Доклад о третьей планете / Report on Planet Three

1966   Крестовый поход / Crusade

1966   Безжалостное небо / The Cruel Sky

1967   Герберт Джордж Морли Роберт Уэллс, эсквайр / Herbert George Morley Roberts Wells, Esq.

1970   Нейтринный прилив / The Neutron Tide   [= Нейтронная ловушка] 

1970   Кассета бессмертия / Transit of Earth   [= Прохождение Земли] 

1986   Золото морей / On Golden Seas

1986   Текстовый процессор с паровым приводом / The Steam-Powered Word Processor

1992   Молот Господень / The Hammer of God

1998   Мир Телепорта / Wire Continuum   [= The Wire Continuum] // Соавтор: Стивен Бакстер 

1999   Последнее «прости» / Improving the Neighbourhood

Спойлер

1942   Бред / Whacky

1946   Проклятие / The Curse   [= Nightfall] 

1966   Самый длинный фантастический рассказ за всю историю / The Longest Science Fiction Story Ever Told   [= A Recursion in Metastories] 

1972   Когда явились твермы... / When the Twerms Came

1977   Карантин / Quarantine

1984   Не-бытие / siseneG

 

Спойлер

Для меня Артур Кларк - это символ человека-оптимиста, человека-мечтателя, пусть и чуточку наивного. Кларк был твердо убежден, если не сказать "Верил", что лучшие качества Человечества - жажда нового и неизведанного, неизменное любопытство и упорное стремление выйти за рамки обыденного - перевесят агрессивность и завистливость, алчность и ненависть отдельных его представителей. И в конце концов Люди найдут дорогу и к Звездам, и к новым, волшебным почти технологиям, и... к духовному совершенству. Именно такое ощущение вызывает и жизнь Писателя, и такая же мысль проходит красной нитью через Его произведения.

Но Автор слишком многогранен, чтобы сводить его к такой однозначности. Некоторые его произведения прямо-таки выламываются из общей картины, словно нарочно - чтобы оставить читателя в недоумении...

Одним из таких творений является роман "Конец детства". В этом романе много неожиданного. В отличие от большинства книг Мастера, он оставляет тягостное и мрачное впечатление. Казалось бы, ысе радостно и оптимистично: человечество выпадает шанс присоединиться к элитному клубу Галактического Разума, стать гражданами самой Вселенной. Но есть во всем происходящем нечто неправильное, отталкивающее и безнадежное.  

Сам сюжет прост, если не сказать - незатейлив. Сбылась извечная мечта человека и он, наконец, встретил Братьев по Разуму. Братьев, способных решить все насущные проблемы. Нет больше голода и нужды, энергетических кризисов и смертельных заболеваний, войн и тяжкого труда ради куска хлеба. Человечество вытащило счастливый билет в рай на земле! Но цена оказывается так высока, что, будь у человека выбор, - вряд ли кто согласился бы ее заплатить. Цена эта - само будущее человечества, самое дорогое, что есть у человека - Дети.

Казалось бы, радоваться нужно: дети обретают невиданную духовную мощь, мгновенно переходят на новую ступень развития, получая возможность присоединиться к элите Вселенной. Но вот счастья от такого финала почему-то не испытываешь.

Вероятно потому, что вся наша цивилизация основана на связи поколений, на мириадах нитей, которые соединяют  нас с теми, кто был до нас, и кто приходит нам на смену. Мы рождаемся, пользуемся тем, что нам оставили предки, добавляем к этому наследию что-то свое и передаем его эстафетой следующему поколению. Порой мы ссоримся и обвиняем друг  друга в косности или излишнем максимализме, но идем вперед вместе. И, хотя нас шатает из стороны в сторону, мы все-таки выдерживаем верное направление, поскольку мы все еще здесь. Не сгорели в пожаре всеобщей войны, не скатились к каменным топорам и дубинкам, не застыли в неизменности. Мы по-прежнему открываем и исследуем, создаем и мечтаем о Звездах.

Вот это самое трагичное в романе: оборванная связь поколений, когда дети без сомнений и сожаления отказываются от своего наследия, отбрасывая родителей, как исполнившую свое предназначение оболочку. Как все просто: не нужно ни бомб, ни смертоносных вирусов, порви эту связь  - и Человечества не станет!

Роман этот - великолепная земная симфония: яркая, поэтичная, оригинальная и пронзительно грустная.

Совсем иное впечатление оставляет другой известный роман Кларка - "Город и звезды". На первый взгляд, произведение является антиутопией, но загонять творение Мастера в столь тесные рамки было бы ошибкой.

В романе описывается идеальное общество, из которого некоторые его члены почему-то упорно пытаются найти выход. Жизнь в Диаспоре выглядит безмятежной, насыщенной и безопасной, но в этом раю сразу же видно множество изъянов. Далее читатель попадает в другую утопию - Лис. Так был преодолен первый барьер и разрушен первый миф. И это только начало.

Тема преодоления барьеров и разрушение мифов красной нитью пронизывает весь роман. "Город и звёзды" сравнительно небольшой по объёму, в нём много недомолвок, но, вне всякого сомнения, так и было задумано Кларком. В какой-то момент повествованием стремительно вырывается из узких рамок, представляя на суд читателю одну идею за другой.

Очень многогранное произведение, и чем-то напоминает "Основание" А.Азимова. Множество гениальных идей, прекрасное их воплощение. Несмотря на то, что "Город и звёзды" считается шедевром мировой фантастики, он явно понравится не каждому. Это не "экшен". В нём мало действия, много размышлений и философских диалогов. Но мне - нравится.

Очень силен Крарк в рассказах. Вообще-то, по моему мнению, рассказ - самая сложная литературная форма. В нем, в тех немногих страницах нужно умудриться разместить то, что другие укладывают на сотнях страницах романа.

Почитайте "Звезду". Невероятно мощный рассказ о разделении человеческой души. Ученый должен сопоставлять разные события и делать соответствующие выводы. Верующий должен Верить, не обращая внимания на все причинно-следственные связи.  Но верующий ученый...

В современном мире люди забыли, что слово "вера" означает просто веру без вопросов, без тени сомнения, а потому каждое действие Бога (и его ипостасей) давно объяснено и интерпретировано. Он так сделал потому что и т. д. Вспомните "научное" исследование знаменитой Туринской плащаницы, например.

Случается так, что перед религией встает конфликт нового типа, еще не практиковавшийся ранее (в современности - массовое использование контрацептивов, аборты и эвтаназия, например). В этот момент, пока еще не выработано отношение к этому конфликту, его объяснение  - и будет видно кто же по-настоящему верит, а кто привык к доказательствам.

Перед главным героем романа, ученым и священником одновременно, и встает именно такой конфликт. 

Давать характеристику или, хотя бы, свою оценку всему творчеству Мастеру - нет никакой возможности... Я бы советовал всем читать Мастера, но, как говорится, на вкус и цвет.

О провидческих способностях Артура Кларка говорить не буду, тема все-таки о литературе. Достаточно сказать, что он знал, что вы сейчас будете читать этот пост задолго до изобретения интернета.

Изменено пользователем Вайпер

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Читал у Кларка Одиссею и несколько рассказов, не скажу что это любимый мой автор. Пишет слишком научно, а это куча букв, а сейчас хочется читать книги попроще.

Опубликовано
  • Автор

Пишет слишком научно, а это куча букв, а сейчас хочется читать книги попроще.

Просто он пишет в литературном жанре, который называется - научная фантастика. :biggrin: 

@Half-Orc, а почему именно сейчас тебе хочется читать что-то попроще? Это у тебя период такой или насовсем от серьезного отвратило?

Изменено пользователем Вайпер

  • 3 недели спустя...
Опубликовано

Одиссея довольно скучна и осилить ее до концa тяжеловато. Я вот ниасилил.

А вот рассказы есть интересные с очень неплохим сюжетом и научными гипотезами.

Роман "Конец Детства" вообще шедевр как по мне. 

  • 2 месяца спустя...

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

Configure browser push notifications

Chrome (Android)
  1. Tap the lock icon next to the address bar.
  2. Tap Permissions → Notifications.
  3. Adjust your preference.
Chrome (Desktop)
  1. Click the padlock icon in the address bar.
  2. Select Site settings.
  3. Find Notifications and adjust your preference.