Родился 16 декабря 1917 года в г.Мэйнхэд (графство Сомерсет, Англия). В 1936 году он переехал в г.Лондон, где работал аудитором в казначействе. Являлся одним из активнейших членов Британского межпланетного общества (British Interplanetary Society, BIS), одной из це-лей которого являлась пропаганда идеи космических полетов. На конец 1930-х приходятся первые литературные опыты Кларка: он пишет бюллетени общества и в то же время создаёт свои первые фантастические рассказы. В годы Второй мировой войны был призван в армию и служил в Королевских военно-воздушных силах. Участвовал в работах по созданию первого радара, а также испытаниями первой автоматической системы посадки самолетов. В 1963 году описал историю создания радара в книге «Укатанный путь» («Glide Path»).
После окончания войны возвратился в Лондон и продолжил работу в BIS. Руководил обществом в 1946-1947 и в 1950-1953 годах. В 1945 году написал научную статью «Ретрансляторы вне Земли» («Extra-terrestrial Relays»), в которой выдвинул идею геостационарных спутников ретрансляторов, успешно реализованную 25 лет спустя. Впоследствии эта идея принесла ему множество наград, в том числе международную премию имени Маркони за 1982 год, золотую медаль Института Франклина, премию Линдберга и другие. Международный астрономический союз (International Astronomical Union) официально присвоил геостационарной орбите наименование «Орбита Кларка» («The Clarke Orbit»).
Первые художественные вещи Артура Кларка стали появляться в фэнзинах с 1937 года, а его дебютным рассказом стала «Спасательная команда» («Rescue Party»), написанный в марте 1945 года и напечатанный в журнале «Astounding Science» в мае 1946 года.
В 1948 году Кларк окончил лондонский Королевский колледж (King's College) с почестями первого класса в физике и математике.
В 1953 г. женился на Мэрилин Мэйфилд (Marilyn Mayfield), но спустя полгода брак распался. Кларк так прокомментировал происшедшее: «Наш брак был обречен на неудачу с самого начала. Это лишь доказательство того, что я абсолютно не приспособлен к женитьбе, хотя и считаю, что каждый должен хотя бы один раз это сделать».
В декабре 1954 года Кларк переселился на Цейлон (ныне Шри-Ланка), где и проживал до самой смерти. Тогда же в 1954 году Кларк начинает все больше и больше внимания проявлять к морю. Позже он написал, что к океану он пришел через свое увлечение аэронавтикой. Но причиной этого является не то, что и аэронавтика, и океанография требуют проведения исследований. «Когда в конце 1940-х годов я впервые погрузился с аквалангом, я понял, что имеется простой и дешевый способ подражания волшебным аспектам космического полета», — писал Кларк.
В книге «Профили Будущего» («Profiles of the Future») он попытался нарисовать контуры завтрашнего дня. В этой книге он сформулировал свои знаменитые Три Закона.
Первый закон Кларка: «Если заслуженный, но пожилой ученый заявляет, что нечто возможно — он конечно же прав. Когда же он заявляет, что это невозможно — он вероятнее всего ошибается». «Пожилым» Кларк считает ученого после 30 лет в физике, математике и астронавтике, после 40 лет — в других дисциплинах. Конечно же встречаются исключения, но после 50 лет их нет. Второй закон Кларка: «Единственный путь обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать один шаг в невозможное». Третий закон Кларка: «Любая перспективная техника неотделима от волшебства». Сформулировав эти законы, Кларк написал: «Так как трех законов было достаточно для обоих Исааков — Ньютона (Isaac Newton) и Азимова (Isaac Asimov) — я решил остановиться на этой цифре». Тем не менее он продолжал формулировать свои законы и во 2-м приложении к книге «Файл Одиссеи» приводит 69-й закон Кларка: «Чтение руководство пользователя без наличия компьютера — это то же самое, что чтение инструкций по сексу без сексуального контакта».
В 1964 году он начал работать с кинорежиссером Стэнли Кубриком (Stanley Kubrick) над сценариями научно-фантастического фильма «2001: Космическая Одиссея», который через четыре года был удостоен премии «Оскар». Позже на основе сценария Кларк написал одноименную книгу.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов вместе с радиокомментатором Уолтером Кронкайтом (Walter Cronkite) и астронавтом Уолтером Ширрой (Walter Schirra) вел репортажи о полетах космических кораблей «Apollo-11», «Apollo-12» и «Apollo-15» для радиовещательной корпорации CBS.
В 1982 году он издал продолжение космической одиссей «2010: Одиссея II» («2010: Odyssey Two»). Позже вместе с Питером Хаймсом (Peter Hyams) работал над киноверсией книги. Так как оба находились на разных концах земного шара, то связь в основном шла через модем. Позже работу над сценарием они описали в книге «Файл Одиссеи — Созидание 2010» («The Odyssey File — The Making of 2010»).
К настоящему времени Кларк завершил работу над тетралогией, написав в 1988 году «2061: Одиссея III» («2061: Odyssey Three»), а в 1997 году — «3001: Финальная Одиссея» («3001: The Final Odyssey»).
Кларк много работал на телевидении. Его 13-серийные телевизионные сериалы «Таинственный мир Артура Кларка» (Arthure C.Clarke's Mysterious World») в 1980 году и «Мир странных явлений Артура Кларка» («Arthure C.Clarke's World of strange Powers») в 1985 году были показаны во многих странах мира. Он также подготовил несколько передач о космосе в сериале «Университеты Уолтера Кронкайта» («Walter Cronkite's Universe») в 1981 году.
Мировая критика называет Артура Чарлза Кларка «Фантастом Номер Один». Он собрал попросту невиданный урожай всяческих литературных премий — «Хьюго», «Небьюла», «Юпитер», Мемориальный приз Дж.У. Кемпбелла, Международная фантастическая премия и других. Так же существует «Премия Артура Кларка» (Arthur C. Clarke Award) присуждаемая с 1986 года за лучший научно-фантастический роман, опубликованный в Великобритании.
26 мая 2000 года в Коломбо на Шри Ланке прошла церемония возведения Кларка в рыцарское звание, которого он был удостоен за два года до этого.
Серьезная болезнь писателя вынудила его все чаще прибегать к литературному сотрудничеству. Но все книги, написанные в соавторстве, далеко уступают произведениям самого Кларка, даже наиболее поздним.
В последнее время из-за последствий полиомиелита Кларк не мог самостоятельно передвигаться, но продолжал активно работать над новыми книгами, вел переписку со своими коллегами во всем мире и надеялся встретить свое столетие в космическом отеле на селеноцентрической орбите. Мечте не суждено было сбыться — мир потерял классика научной фантастики 19 марта 2008 года, На 91-м году жизни, в 1:30 ночи по местному времени Шри-Ланка сэр Артур Чарльз Кларк скончался.
Спойлер
Международная премия по фантастике / International Fantasy Award, 1952 // Нехудожественное произведение —> The Exploration of Space (1951)
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Рассказ —> Девять миллиардов имён Бога / The Nine Billion Names of God (1953)
Хьюго / Hugo Award, 1956 // Рассказ —> Звезда / The Star (1955)
Небьюла / Nebula Award, 1972 // Повесть —> Встреча с медузой / A Meeting With Medusa (1971)
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1974 // Лучший НФ-роман —> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1974 // Роман —> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Юпитер / Jupiter Award, 1974 // Роман —> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第5回 (1974) // Переводной рассказ —> Встреча с медузой / A Meeting With Medusa (1971)
Хьюго / Hugo Award, 1974 // Роман —> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Небьюла / Nebula Award, 1973 // Роман —> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Локус / Locus Award, 1974 // Роман —> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第11回 (1980) // Переводной роман —> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Хьюго / Hugo Award, 1980 // Роман —> Фонтаны рая / The Fountains of Paradise (1979)
Небьюла / Nebula Award, 1979 // Роман —> Фонтаны рая / The Fountains of Paradise (1979)
Форри / Forry Award, 1982
AnLab / AnLab award (Analog), 1983 // Статья —> New Communications Technologies and the Developing World (1982)
Небьюла / Nebula Award, 1985 // Грандмастер
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 1997
Странник, 2001 // Мастер издалека
Премия Роберта А. Хайнлайна / Robert A. Heinlein Award, 2004
Спойлер
Космическая одиссея / A Space Odyssey [= Монолит]
· 2001: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey [= Космическая одиссея 2001 года] (1968)
· 2010: Одиссея Два / 2010: Odyssey Two (1982)
· 2061: Одиссея Три / 2061: Odyssey Three (1988)
· 3001: Последняя Одиссея / 3001: The Final Odyssey (1997)
Рама / Rama
· Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama [= Встреча с Рамой] (1973)
· Рама II / Rama II (1989) // Соавтор: Джентри Ли
· Сад Рамы / The Garden of Rama (1991) // Соавтор: Джентри Ли
1956 На старт / The Starting Line [= Стартовая линия; Double-Crossed in Outer Space]
1956 Абсолютная мелодия / The Ultimate Melody
1956 Феерическое зрелище / Watch This Space [= Следите за космосом; Who Wrote That Message to the Stars?... in Letters a Thousand Miles Long?]
1957 Холодная война / Cold War
1957 Критическая масса / Critical Mass
1957 Пернатый друг / Feathered Friend
1957 Космическая свобода / Freedom of Space
1957 Да будет свет! / Let There Be Light [= Луч смерти]
1957 Движущая сила / Moving Spirit
1957 Случайная встреча / Passer-by [= Прохожий]
1957 Спящий красавец / Sleeping Beauty [= Case of the Snoring Heir]
1957 Специальный груз / Special Delivery [= Специальная доставка]
1957 Сделайте глубокий вдох / Take a Deep Breath
1957 Зов звезд / The Call of the Stars
1957 Дефенестрация Эрминтруды Инч / The Defenestration of Ermintrude Inch [= The Defestration of Ermintrude Inch]
1957 Человек, который вспахал море / The Man Who Ploughed the Sea
1957 Соседи / The Next Tenants
1958 Солнечный удар / A Slight Case of Sunstroke [= The Stroke of the Sun]
1958 Космический Казанова / Cosmic Casanova
1958 Из солнечного чрева / Out of the Sun
1958 Кто там? / Who's There? [= The Haunted Spacesuit]
1959 Колыбель на орбите / Out of the Cradle, Endlessly Orbiting...
1960 Я помню Вавилон / I Remember Babylon
1960 С кометой / Into the Comet [= На хвосте у кометы; Inside the Comet]
1960 Лето на Икаре / Summertime on Icarus [= The Hottest Piece of Real Estate in the Solar System]
1960 Неувязка со временем / Trouble with Time [= Преступление на Марсе; Crime on Mars]
1961 До Эдема / Before Eden
1961 Смерть и сенатор / Death and the Senator
1961 Ненависть / Hate [= At the End of the Orbit]
1961 Любовь — это вселенная / Love That Universe [= Возлюбите Вселенную]
1961 Восход Сатурна / Saturn Rising
1961 Пища богов / The Food of the Gods
1961 Сверкающие / The Shining Ones
1962 Обезьяна в вашем доме / An Ape About the House [= Плоды воспитания]
1962 Созвездие Пса / Dog Star [= Moondog]
1962 Второй Мальмстрем / Maelstrom II
1963 «Ф» — значит Франкенштейн / Dial «F» for Frankenstein [= У меня зазвонил телефон; Зазвонил телефон...; По ком звонит телефон; Конец электричества]
1963 Воспроизведение / Playback
1963 Воссоединение / Reunion
1963 Последняя команда / The Last Command [= Последний приказ]
1963 Тайна / The Secret [= The Secret of the Men in the Moon]
1963 Солнечный ветер / The Wind From the Sun [= Sunjammer]
1964 Луч возмездия / The Light of Darkness [= Огонь глубин; Огни изнутри; Луч — Оружие отмщения]
1965 Доклад о третьей планете / Report on Planet Three
1966 Крестовый поход / Crusade
1966 Безжалостное небо / The Cruel Sky
1967 Герберт Джордж Морли Роберт Уэллс, эсквайр / Herbert George Morley Roberts Wells, Esq.
1970 Нейтринный прилив / The Neutron Tide [= Нейтронная ловушка]
1970 Кассета бессмертия / Transit of Earth [= Прохождение Земли]
1986 Золото морей / On Golden Seas
1986 Текстовый процессор с паровым приводом / The Steam-Powered Word Processor
1992 Молот Господень / The Hammer of God
1998 Мир Телепорта / Wire Continuum [= The Wire Continuum] // Соавтор: Стивен Бакстер
1999 Последнее «прости» / Improving the Neighbourhood
Спойлер
1942 Бред / Whacky
1946 Проклятие / The Curse [= Nightfall]
1966 Самый длинный фантастический рассказ за всю историю / The Longest Science Fiction Story Ever Told [= A Recursion in Metastories]
1972 Когда явились твермы... / When the Twerms Came
1977 Карантин / Quarantine
1984 Не-бытие / siseneG
Спойлер
Для меня Артур Кларк - это символ человека-оптимиста, человека-мечтателя, пусть и чуточку наивного. Кларк был твердо убежден, если не сказать "Верил", что лучшие качества Человечества - жажда нового и неизведанного, неизменное любопытство и упорное стремление выйти за рамки обыденного - перевесят агрессивность и завистливость, алчность и ненависть отдельных его представителей. И в конце концов Люди найдут дорогу и к Звездам, и к новым, волшебным почти технологиям, и... к духовному совершенству. Именно такое ощущение вызывает и жизнь Писателя, и такая же мысль проходит красной нитью через Его произведения.
Но Автор слишком многогранен, чтобы сводить его к такой однозначности. Некоторые его произведения прямо-таки выламываются из общей картины, словно нарочно - чтобы оставить читателя в недоумении...
Одним из таких творений является роман "Конец детства". В этом романе много неожиданного. В отличие от большинства книг Мастера, он оставляет тягостное и мрачное впечатление. Казалось бы, ысе радостно и оптимистично: человечество выпадает шанс присоединиться к элитному клубу Галактического Разума, стать гражданами самой Вселенной. Но есть во всем происходящем нечто неправильное, отталкивающее и безнадежное.
Сам сюжет прост, если не сказать - незатейлив. Сбылась извечная мечта человека и он, наконец, встретил Братьев по Разуму. Братьев, способных решить все насущные проблемы. Нет больше голода и нужды, энергетических кризисов и смертельных заболеваний, войн и тяжкого труда ради куска хлеба. Человечество вытащило счастливый билет в рай на земле! Но цена оказывается так высока, что, будь у человека выбор, - вряд ли кто согласился бы ее заплатить. Цена эта - само будущее человечества, самое дорогое, что есть у человека - Дети.
Казалось бы, радоваться нужно: дети обретают невиданную духовную мощь, мгновенно переходят на новую ступень развития, получая возможность присоединиться к элите Вселенной. Но вот счастья от такого финала почему-то не испытываешь.
Вероятно потому, что вся наша цивилизация основана на связи поколений, на мириадах нитей, которые соединяют нас с теми, кто был до нас, и кто приходит нам на смену. Мы рождаемся, пользуемся тем, что нам оставили предки, добавляем к этому наследию что-то свое и передаем его эстафетой следующему поколению. Порой мы ссоримся и обвиняем друг друга в косности или излишнем максимализме, но идем вперед вместе. И, хотя нас шатает из стороны в сторону, мы все-таки выдерживаем верное направление, поскольку мы все еще здесь. Не сгорели в пожаре всеобщей войны, не скатились к каменным топорам и дубинкам, не застыли в неизменности. Мы по-прежнему открываем и исследуем, создаем и мечтаем о Звездах.
Вот это самое трагичное в романе: оборванная связь поколений, когда дети без сомнений и сожаления отказываются от своего наследия, отбрасывая родителей, как исполнившую свое предназначение оболочку. Как все просто: не нужно ни бомб, ни смертоносных вирусов, порви эту связь - и Человечества не станет!
Роман этот - великолепная земная симфония: яркая, поэтичная, оригинальная и пронзительно грустная.
Совсем иное впечатление оставляет другой известный роман Кларка - "Город и звезды". На первый взгляд, произведение является антиутопией, но загонять творение Мастера в столь тесные рамки было бы ошибкой.
В романе описывается идеальное общество, из которого некоторые его члены почему-то упорно пытаются найти выход. Жизнь в Диаспоре выглядит безмятежной, насыщенной и безопасной, но в этом раю сразу же видно множество изъянов. Далее читатель попадает в другую утопию - Лис. Так был преодолен первый барьер и разрушен первый миф. И это только начало.
Тема преодоления барьеров и разрушение мифов красной нитью пронизывает весь роман. "Город и звёзды" сравнительно небольшой по объёму, в нём много недомолвок, но, вне всякого сомнения, так и было задумано Кларком. В какой-то момент повествованием стремительно вырывается из узких рамок, представляя на суд читателю одну идею за другой.
Очень многогранное произведение, и чем-то напоминает "Основание" А.Азимова. Множество гениальных идей, прекрасное их воплощение. Несмотря на то, что "Город и звёзды" считается шедевром мировой фантастики, он явно понравится не каждому. Это не "экшен". В нём мало действия, много размышлений и философских диалогов. Но мне - нравится.
Очень силен Крарк в рассказах. Вообще-то, по моему мнению, рассказ - самая сложная литературная форма. В нем, в тех немногих страницах нужно умудриться разместить то, что другие укладывают на сотнях страницах романа.
Почитайте "Звезду". Невероятно мощный рассказ о разделении человеческой души. Ученый должен сопоставлять разные события и делать соответствующие выводы. Верующий должен Верить, не обращая внимания на все причинно-следственные связи. Но верующий ученый...
В современном мире люди забыли, что слово "вера" означает просто веру без вопросов, без тени сомнения, а потому каждое действие Бога (и его ипостасей) давно объяснено и интерпретировано. Он так сделал потому что и т. д. Вспомните "научное" исследование знаменитой Туринской плащаницы, например.
Случается так, что перед религией встает конфликт нового типа, еще не практиковавшийся ранее (в современности - массовое использование контрацептивов, аборты и эвтаназия, например). В этот момент, пока еще не выработано отношение к этому конфликту, его объяснение - и будет видно кто же по-настоящему верит, а кто привык к доказательствам.
Перед главным героем романа, ученым и священником одновременно, и встает именно такой конфликт.
Давать характеристику или, хотя бы, свою оценку всему творчеству Мастеру - нет никакой возможности... Я бы советовал всем читать Мастера, но, как говорится, на вкус и цвет.
О провидческих способностях Артура Кларка говорить не буду, тема все-таки о литературе. Достаточно сказать, что он знал, что вы сейчас будете читать этот пост задолго до изобретения интернета.
Артур Кларк
Родился 16 декабря 1917 года
Скончался 19 марта 2008 года
Родился 16 декабря 1917 года в г.Мэйнхэд (графство Сомерсет, Англия). В 1936 году он переехал в г.Лондон, где работал аудитором в казначействе. Являлся одним из активнейших членов Британского межпланетного общества (British Interplanetary Society, BIS), одной из це-лей которого являлась пропаганда идеи космических полетов. На конец 1930-х приходятся первые литературные опыты Кларка: он пишет бюллетени общества и в то же время создаёт свои первые фантастические рассказы. В годы Второй мировой войны был призван в армию и служил в Королевских военно-воздушных силах. Участвовал в работах по созданию первого радара, а также испытаниями первой автоматической системы посадки самолетов. В 1963 году описал историю создания радара в книге «Укатанный путь» («Glide Path»).
После окончания войны возвратился в Лондон и продолжил работу в BIS. Руководил обществом в 1946-1947 и в 1950-1953 годах. В 1945 году написал научную статью «Ретрансляторы вне Земли» («Extra-terrestrial Relays»), в которой выдвинул идею геостационарных спутников ретрансляторов, успешно реализованную 25 лет спустя. Впоследствии эта идея принесла ему множество наград, в том числе международную премию имени Маркони за 1982 год, золотую медаль Института Франклина, премию Линдберга и другие. Международный астрономический союз (International Astronomical Union) официально присвоил геостационарной орбите наименование «Орбита Кларка» («The Clarke Orbit»).
Первые художественные вещи Артура Кларка стали появляться в фэнзинах с 1937 года, а его дебютным рассказом стала «Спасательная команда» («Rescue Party»), написанный в марте 1945 года и напечатанный в журнале «Astounding Science» в мае 1946 года.
В 1948 году Кларк окончил лондонский Королевский колледж (King's College) с почестями первого класса в физике и математике.
В 1953 г. женился на Мэрилин Мэйфилд (Marilyn Mayfield), но спустя полгода брак распался. Кларк так прокомментировал происшедшее: «Наш брак был обречен на неудачу с самого начала. Это лишь доказательство того, что я абсолютно не приспособлен к женитьбе, хотя и считаю, что каждый должен хотя бы один раз это сделать».
В декабре 1954 года Кларк переселился на Цейлон (ныне Шри-Ланка), где и проживал до самой смерти. Тогда же в 1954 году Кларк начинает все больше и больше внимания проявлять к морю. Позже он написал, что к океану он пришел через свое увлечение аэронавтикой. Но причиной этого является не то, что и аэронавтика, и океанография требуют проведения исследований. «Когда в конце 1940-х годов я впервые погрузился с аквалангом, я понял, что имеется простой и дешевый способ подражания волшебным аспектам космического полета», — писал Кларк.
В книге «Профили Будущего» («Profiles of the Future») он попытался нарисовать контуры завтрашнего дня. В этой книге он сформулировал свои знаменитые Три Закона.
Первый закон Кларка: «Если заслуженный, но пожилой ученый заявляет, что нечто возможно — он конечно же прав. Когда же он заявляет, что это невозможно — он вероятнее всего ошибается». «Пожилым» Кларк считает ученого после 30 лет в физике, математике и астронавтике, после 40 лет — в других дисциплинах. Конечно же встречаются исключения, но после 50 лет их нет. Второй закон Кларка: «Единственный путь обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать один шаг в невозможное». Третий закон Кларка: «Любая перспективная техника неотделима от волшебства». Сформулировав эти законы, Кларк написал: «Так как трех законов было достаточно для обоих Исааков — Ньютона (Isaac Newton) и Азимова (Isaac Asimov) — я решил остановиться на этой цифре». Тем не менее он продолжал формулировать свои законы и во 2-м приложении к книге «Файл Одиссеи» приводит 69-й закон Кларка: «Чтение руководство пользователя без наличия компьютера — это то же самое, что чтение инструкций по сексу без сексуального контакта».
В 1964 году он начал работать с кинорежиссером Стэнли Кубриком (Stanley Kubrick) над сценариями научно-фантастического фильма «2001: Космическая Одиссея», который через четыре года был удостоен премии «Оскар». Позже на основе сценария Кларк написал одноименную книгу.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов вместе с радиокомментатором Уолтером Кронкайтом (Walter Cronkite) и астронавтом Уолтером Ширрой (Walter Schirra) вел репортажи о полетах космических кораблей «Apollo-11», «Apollo-12» и «Apollo-15» для радиовещательной корпорации CBS.
В 1982 году он издал продолжение космической одиссей «2010: Одиссея II» («2010: Odyssey Two»). Позже вместе с Питером Хаймсом (Peter Hyams) работал над киноверсией книги. Так как оба находились на разных концах земного шара, то связь в основном шла через модем. Позже работу над сценарием они описали в книге «Файл Одиссеи — Созидание 2010» («The Odyssey File — The Making of 2010»).
К настоящему времени Кларк завершил работу над тетралогией, написав в 1988 году «2061: Одиссея III» («2061: Odyssey Three»), а в 1997 году — «3001: Финальная Одиссея» («3001: The Final Odyssey»).
Кларк много работал на телевидении. Его 13-серийные телевизионные сериалы «Таинственный мир Артура Кларка» (Arthure C.Clarke's Mysterious World») в 1980 году и «Мир странных явлений Артура Кларка» («Arthure C.Clarke's World of strange Powers») в 1985 году были показаны во многих странах мира. Он также подготовил несколько передач о космосе в сериале «Университеты Уолтера Кронкайта» («Walter Cronkite's Universe») в 1981 году.
Мировая критика называет Артура Чарлза Кларка «Фантастом Номер Один». Он собрал попросту невиданный урожай всяческих литературных премий — «Хьюго», «Небьюла», «Юпитер», Мемориальный приз Дж.У. Кемпбелла, Международная фантастическая премия и других. Так же существует «Премия Артура Кларка» (Arthur C. Clarke Award) присуждаемая с 1986 года за лучший научно-фантастический роман, опубликованный в Великобритании.
26 мая 2000 года в Коломбо на Шри Ланке прошла церемония возведения Кларка в рыцарское звание, которого он был удостоен за два года до этого.
Серьезная болезнь писателя вынудила его все чаще прибегать к литературному сотрудничеству. Но все книги, написанные в соавторстве, далеко уступают произведениям самого Кларка, даже наиболее поздним.
В последнее время из-за последствий полиомиелита Кларк не мог самостоятельно передвигаться, но продолжал активно работать над новыми книгами, вел переписку со своими коллегами во всем мире и надеялся встретить свое столетие в космическом отеле на селеноцентрической орбите. Мечте не суждено было сбыться — мир потерял классика научной фантастики 19 марта 2008 года, На 91-м году жизни, в 1:30 ночи по местному времени Шри-Ланка сэр Артур Чарльз Кларк скончался.
Спойлер
Международная премия по фантастике / International Fantasy Award, 1952 // Нехудожественное произведение
—> The Exploration of Space (1951)
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Рассказ
—> Девять миллиардов имён Бога / The Nine Billion Names of God (1953)
Хьюго / Hugo Award, 1956 // Рассказ
—> Звезда / The Star (1955)
Небьюла / Nebula Award, 1972 // Повесть
—> Встреча с медузой / A Meeting With Medusa (1971)
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1974 // Лучший НФ-роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1974 // Роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Юпитер / Jupiter Award, 1974 // Роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第5回 (1974) // Переводной рассказ
—> Встреча с медузой / A Meeting With Medusa (1971)
Хьюго / Hugo Award, 1974 // Роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Небьюла / Nebula Award, 1973 // Роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Локус / Locus Award, 1974 // Роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第11回 (1980) // Переводной роман
—> Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama (1973)
Хьюго / Hugo Award, 1980 // Роман
—> Фонтаны рая / The Fountains of Paradise (1979)
Небьюла / Nebula Award, 1979 // Роман
—> Фонтаны рая / The Fountains of Paradise (1979)
Форри / Forry Award, 1982
AnLab / AnLab award (Analog), 1983 // Статья
—> New Communications Technologies and the Developing World (1982)
Небьюла / Nebula Award, 1985 // Грандмастер
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 1997
Странник, 2001 // Мастер издалека
Премия Роберта А. Хайнлайна / Robert A. Heinlein Award, 2004
Спойлер
Космическая одиссея / A Space Odyssey [= Монолит]
· 2001: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey [= Космическая одиссея 2001 года] (1968)
· 2010: Одиссея Два / 2010: Odyssey Two (1982)
· 2061: Одиссея Три / 2061: Odyssey Three (1988)
· 3001: Последняя Одиссея / 3001: The Final Odyssey (1997)
Рама / Rama
· Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama [= Встреча с Рамой] (1973)
· Рама II / Rama II (1989) // Соавтор: Джентри Ли
· Сад Рамы / The Garden of Rama (1991) // Соавтор: Джентри Ли
· Рама Явленный / Rama Revealed (1993) // Соавтор: Джентри Ли
Одиссея Времени / A Time Odyssey // Соавтор: Стивен Бакстер
· Око Времени / Time's Eye [= Глаз времени] (2003) // Соавтор: Стивен Бакстер
· Солнечная буря / Sunstorm [= Буря на Солнце] (2005) // Соавтор: Стивен Бакстер
· Перворожденный / Firstborn (2008) // Соавтор: Стивен Бакстер
Спойлер
Бросок на луну / Venture to the Moon [серия рассказов]
· На старт / The Starting Line [= Стартовая линия; Double-Crossed in Outer Space] (1956)
· Робин Гуд, член Королевского Общества / Robin Hood, F.R.S. [= Saved! By a Bow and Arrow] (1956)
· Зеленые пальцы / Green Fingers [= Зеленая загадка; Death Strikes Surov] (1956)
· Не всё, что блестит / All That Glitters [= Весь этот блеск; Diamonds!... and then divorce] (1956)
· Феерическое зрелище / Watch This Space [= Следите за космосом; Who Wrote That Message to the Stars?... in Letters a Thousand Miles Long?] (1956)
· Коварный параграф / A Question of Residence [= Вопрос пребывания; Alone on the Moon] (1956)
По ту сторону неба / The Other Side of the Sky [серия рассказов]
· Специальный груз / Special Delivery [= Специальная доставка] (1957)
· Пернатый друг / Feathered Friend (1957)
· Сделайте глубокий вдох / Take a Deep Breath (1957)
· Космическая свобода / Freedom of Space (1957)
· Случайная встреча / Passer-by [= Прохожий] (1957)
· Зов звезд / The Call of the Stars (1957)
Сказки «Белого оленя» / Tales from the «White Hart» [= Гарри Парвис / Harry Purvis] [серия рассказов]
· Тише, пожалуйста / Silence Please! [= Пожалуйста, тише!] (1950)
· Охота на крупную дичь / Big Game Hunt [= The Reckless Ones] (1954)
· Патентная заявка / Patent Pending [= The Invention] (1954)
· Гонка вооружений / Armaments Race (1954)
· Критическая масса / Critical Mass (1957)
· Абсолютная мелодия / The Ultimate Melody (1956)
· Пацифист / The Pacifist (1956)
· Соседи / The Next Tenants (1957)
· Движущая сила / Moving Spirit (1957)
· Человек, который вспахал море / The Man Who Ploughed the Sea (1957)
· Строптивая орхидея / The Reluctant Orchid [= Трусливая орхидея; Боязливая орхидея] (1956)
· Холодная война / Cold War (1957)
· Что взлетает вверх... / What Goes Up (1955)
· Спящий красавец / Sleeping Beauty [= Case of the Snoring Heir] (1957)
· Дефенестрация Эрминтруды Инч / The Defenestration of Ermintrude Inch [= The Defestration of Ermintrude Inch] (1957)
· + Да будет свет! / Let There Be Light [= Луч смерти] (1957)
Приход ночи / Beyond the Fall of Night // Соавтор: Грегори Бенфорд
· Да не настанет ночь / Against the Fall of Night [= Не дай наступить ночи] (1948)
Спойлер
1951 Прелюдия к космосу / Prelude to Space [= Master of Space; The Space Dreamers]
1951 Пески Марса / The Sands of Mars
1952 Острова в небе / Islands in the Sky
1953 Конец детства / Childhood's End [= Конец Детства]
1955 Земной Свет / Earthlight
1956 Город и звёзды / The City and the Stars
1957 Большая Глубина / The Deep Range [= Очевидно, так оно и будет; Очевидно, все так и получится]
1961 Лунная пыль / A Fall of Moondust
1963 Остров дельфинов / Dolphin Island [= Dolphin Reef; Dolphin Island: A Story of the People of the Sea; People of the Sea]
1968 2001: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey [= Космическая одиссея 2001 года]
1973 Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama [= Встреча с Рамой]
1975 Земная Империя / Imperial Earth [= Imperial Earth: A Fantasy of Love and Discord]
1979 Фонтаны рая / The Fountains of Paradise
1982 2010: Одиссея Два / 2010: Odyssey Two
1986 Песни далекой Земли / The Songs of Distant Earth
1988 2061: Одиссея Три / 2061: Odyssey Three
1989 Рама II / Rama II // Соавтор: Джентри Ли
1990 Призрак исполина / The Ghost from the Grand Banks
1991 Сад Рамы / The Garden of Rama // Соавтор: Джентри Ли
1993 Рама Явленный / Rama Revealed // Соавтор: Джентри Ли
1993 Молот Господень / The Hammer of God
1997 3001: Последняя Одиссея / 3001: The Final Odyssey
2000 Свет иных дней / The Light of Other Days // Соавтор: Стивен Бакстер
2003 Око Времени / Time's Eye [= Глаз времени] // Соавтор: Стивен Бакстер
2005 Солнечная буря / Sunstorm [= Буря на Солнце] // Соавтор: Стивен Бакстер
2008 Перворожденный / Firstborn // Соавтор: Стивен Бакстер
2008 Последняя теорема / The Last Theorem // Соавтор: Фредерик Пол
Спойлер
1948 Да не настанет ночь / Against the Fall of Night [= Не дай наступить ночи]
1949 Лев Комарры / The Lion of Comarre [= Ушедшие в Комарру]
1951 Свет Земли / Earthlight
1958 Песни далекой Земли / The Songs of Distant Earth
1971 Встреча с медузой / A Meeting With Medusa
Спойлер
1937 Путешествие по проводам / Travel by Wire!
1938 Как мы летали на Марс / How We Went to Mars
1938 Отступление с Земли / Retreat from Earth
1942 Пробуждение / The Awakening
1946 Лазейка / Loophole [= Амбразура]
1946 Спасательный отряд / Rescue Party [= Спасательная команда]
1946 Техническая ошибка / Technical Error [= The Reversed Man]
1947 Изгнанник / Castaway
1947 Наследство / Inheritance
1947 Внутренние огни / The Fires Within
1948 Забытый враг / The Forgotten Enemy
1949 Двое в космосе / Breaking Strain [= Thirty Seconds — Thirty Days]
1949 Прятки / Hide and Seek
1949 Экспедиция на Землю / History Lesson
1949 Стена Мрака / The Wall of Darkness
1949 Мимолетность / Transience [= Преходящее; Следы на песке]
1950 Путь во тьме / A Walk In The Dark [= Прогулка во тьме]
1950 Ангел-хранитель / Guardian Angel
1950 Немезида / Nemesis [= Изгнание навечно; Изгнанник больших миров; Exile of the Eons]
1950 Тише, пожалуйста / Silence Please! [= Пожалуйста, тише!]
1950 Дорога к морю / The Road to the Sea [= Seeker of the Sphinx]
1950 Стрела времени / Time's Arrow
1951 Каникулы на Луне / Holiday on the Moon
1951 Иной тигр / Other Tiger
1951 Второй рассвет / Second Dawn
1951 Абсолютное превосходство / Superiority
1951 Часовой / The Sentinel [= Страж; Sentinel of Eternity]
1951 Ох уж эти туземцы! / Trouble With the Natives [= Three Men in a Flying Saucer; Captain Wyxtpthll's Flying Saucer]
1951 «И если я, Земля, тебя забуду...» / «If I Forget Thee, Oh Earth...»
1952 Все время мира / All the Time in the World [= Все время в мире]
1953 Столкновение на рассвете / Encounter in the Dawn [= Встреча на заре истории; Encounter at Dawn; Expedition to Earth]
1953 Юпитер Пять / Jupiter Five [= Пятый Юпитера; Юпитер-5; Jupiter V]
1953 Паразит / Parasite
1953 Девять миллиардов имён Бога / The Nine Billion Names of God [= Девять миллиардов имён]
1953 Одержимые / The Possessed
1954 Гонка вооружений / Armaments Race
1954 Охота на крупную дичь / Big Game Hunt [= The Reckless Ones]
1954 Завтра не наступит / No Morning After [= Завтрашнего утра не будет; Конец света]
1954 Патентная заявка / Patent Pending [= The Invention]
1954 Большая Глубина / The Deep Range
1955 Беглец / Refugee [= Royal Prerogative; This Earth of Majesty]
1955 Звезда / The Star [= Star of Bethlehem]
1955 Что взлетает вверх... / What Goes Up
1956 Коварный параграф / A Question of Residence [= Вопрос пребывания; Alone on the Moon]
1956 Не всё, что блестит / All That Glitters [= Весь этот блеск; Diamonds!... and then divorce]
1956 Зеленые пальцы / Green Fingers [= Зеленая загадка; Death Strikes Surov]
1956 Рекламная кампания / Publicity Campaign [= Чужие]
1956 Робин Гуд, член Королевского Общества / Robin Hood, F.R.S. [= Saved! By a Bow and Arrow]
1956 Из контрразведки / Security Check [= Утечка информации]
1956 Пацифист / The Pacifist
1956 Строптивая орхидея / The Reluctant Orchid [= Трусливая орхидея; Боязливая орхидея]
1956 На старт / The Starting Line [= Стартовая линия; Double-Crossed in Outer Space]
1956 Абсолютная мелодия / The Ultimate Melody
1956 Феерическое зрелище / Watch This Space [= Следите за космосом; Who Wrote That Message to the Stars?... in Letters a Thousand Miles Long?]
1957 Холодная война / Cold War
1957 Критическая масса / Critical Mass
1957 Пернатый друг / Feathered Friend
1957 Космическая свобода / Freedom of Space
1957 Да будет свет! / Let There Be Light [= Луч смерти]
1957 Движущая сила / Moving Spirit
1957 Случайная встреча / Passer-by [= Прохожий]
1957 Спящий красавец / Sleeping Beauty [= Case of the Snoring Heir]
1957 Специальный груз / Special Delivery [= Специальная доставка]
1957 Сделайте глубокий вдох / Take a Deep Breath
1957 Зов звезд / The Call of the Stars
1957 Дефенестрация Эрминтруды Инч / The Defenestration of Ermintrude Inch [= The Defestration of Ermintrude Inch]
1957 Человек, который вспахал море / The Man Who Ploughed the Sea
1957 Соседи / The Next Tenants
1958 Солнечный удар / A Slight Case of Sunstroke [= The Stroke of the Sun]
1958 Космический Казанова / Cosmic Casanova
1958 Из солнечного чрева / Out of the Sun
1958 Кто там? / Who's There? [= The Haunted Spacesuit]
1959 Колыбель на орбите / Out of the Cradle, Endlessly Orbiting...
1960 Я помню Вавилон / I Remember Babylon
1960 С кометой / Into the Comet [= На хвосте у кометы; Inside the Comet]
1960 Лето на Икаре / Summertime on Icarus [= The Hottest Piece of Real Estate in the Solar System]
1960 Неувязка со временем / Trouble with Time [= Преступление на Марсе; Crime on Mars]
1961 До Эдема / Before Eden
1961 Смерть и сенатор / Death and the Senator
1961 Ненависть / Hate [= At the End of the Orbit]
1961 Любовь — это вселенная / Love That Universe [= Возлюбите Вселенную]
1961 Восход Сатурна / Saturn Rising
1961 Пища богов / The Food of the Gods
1961 Сверкающие / The Shining Ones
1962 Обезьяна в вашем доме / An Ape About the House [= Плоды воспитания]
1962 Созвездие Пса / Dog Star [= Moondog]
1962 Второй Мальмстрем / Maelstrom II
1963 «Ф» — значит Франкенштейн / Dial «F» for Frankenstein [= У меня зазвонил телефон; Зазвонил телефон...; По ком звонит телефон; Конец электричества]
1963 Воспроизведение / Playback
1963 Воссоединение / Reunion
1963 Последняя команда / The Last Command [= Последний приказ]
1963 Тайна / The Secret [= The Secret of the Men in the Moon]
1963 Солнечный ветер / The Wind From the Sun [= Sunjammer]
1964 Луч возмездия / The Light of Darkness [= Огонь глубин; Огни изнутри; Луч — Оружие отмщения]
1965 Доклад о третьей планете / Report on Planet Three
1966 Крестовый поход / Crusade
1966 Безжалостное небо / The Cruel Sky
1967 Герберт Джордж Морли Роберт Уэллс, эсквайр / Herbert George Morley Roberts Wells, Esq.
1970 Нейтринный прилив / The Neutron Tide [= Нейтронная ловушка]
1970 Кассета бессмертия / Transit of Earth [= Прохождение Земли]
1986 Золото морей / On Golden Seas
1986 Текстовый процессор с паровым приводом / The Steam-Powered Word Processor
1992 Молот Господень / The Hammer of God
1998 Мир Телепорта / Wire Continuum [= The Wire Continuum] // Соавтор: Стивен Бакстер
1999 Последнее «прости» / Improving the Neighbourhood
Спойлер
1942 Бред / Whacky
1946 Проклятие / The Curse [= Nightfall]
1966 Самый длинный фантастический рассказ за всю историю / The Longest Science Fiction Story Ever Told [= A Recursion in Metastories]
1972 Когда явились твермы... / When the Twerms Came
1977 Карантин / Quarantine
1984 Не-бытие / siseneG
Спойлер
Для меня Артур Кларк - это символ человека-оптимиста, человека-мечтателя, пусть и чуточку наивного. Кларк был твердо убежден, если не сказать "Верил", что лучшие качества Человечества - жажда нового и неизведанного, неизменное любопытство и упорное стремление выйти за рамки обыденного - перевесят агрессивность и завистливость, алчность и ненависть отдельных его представителей. И в конце концов Люди найдут дорогу и к Звездам, и к новым, волшебным почти технологиям, и... к духовному совершенству. Именно такое ощущение вызывает и жизнь Писателя, и такая же мысль проходит красной нитью через Его произведения.
Но Автор слишком многогранен, чтобы сводить его к такой однозначности. Некоторые его произведения прямо-таки выламываются из общей картины, словно нарочно - чтобы оставить читателя в недоумении...
Одним из таких творений является роман "Конец детства". В этом романе много неожиданного. В отличие от большинства книг Мастера, он оставляет тягостное и мрачное впечатление. Казалось бы, ысе радостно и оптимистично: человечество выпадает шанс присоединиться к элитному клубу Галактического Разума, стать гражданами самой Вселенной. Но есть во всем происходящем нечто неправильное, отталкивающее и безнадежное.
Сам сюжет прост, если не сказать - незатейлив. Сбылась извечная мечта человека и он, наконец, встретил Братьев по Разуму. Братьев, способных решить все насущные проблемы. Нет больше голода и нужды, энергетических кризисов и смертельных заболеваний, войн и тяжкого труда ради куска хлеба. Человечество вытащило счастливый билет в рай на земле! Но цена оказывается так высока, что, будь у человека выбор, - вряд ли кто согласился бы ее заплатить. Цена эта - само будущее человечества, самое дорогое, что есть у человека - Дети.
Казалось бы, радоваться нужно: дети обретают невиданную духовную мощь, мгновенно переходят на новую ступень развития, получая возможность присоединиться к элите Вселенной. Но вот счастья от такого финала почему-то не испытываешь.
Вероятно потому, что вся наша цивилизация основана на связи поколений, на мириадах нитей, которые соединяют нас с теми, кто был до нас, и кто приходит нам на смену. Мы рождаемся, пользуемся тем, что нам оставили предки, добавляем к этому наследию что-то свое и передаем его эстафетой следующему поколению. Порой мы ссоримся и обвиняем друг друга в косности или излишнем максимализме, но идем вперед вместе. И, хотя нас шатает из стороны в сторону, мы все-таки выдерживаем верное направление, поскольку мы все еще здесь. Не сгорели в пожаре всеобщей войны, не скатились к каменным топорам и дубинкам, не застыли в неизменности. Мы по-прежнему открываем и исследуем, создаем и мечтаем о Звездах.
Вот это самое трагичное в романе: оборванная связь поколений, когда дети без сомнений и сожаления отказываются от своего наследия, отбрасывая родителей, как исполнившую свое предназначение оболочку. Как все просто: не нужно ни бомб, ни смертоносных вирусов, порви эту связь - и Человечества не станет!
Роман этот - великолепная земная симфония: яркая, поэтичная, оригинальная и пронзительно грустная.
Совсем иное впечатление оставляет другой известный роман Кларка - "Город и звезды". На первый взгляд, произведение является антиутопией, но загонять творение Мастера в столь тесные рамки было бы ошибкой.
В романе описывается идеальное общество, из которого некоторые его члены почему-то упорно пытаются найти выход. Жизнь в Диаспоре выглядит безмятежной, насыщенной и безопасной, но в этом раю сразу же видно множество изъянов. Далее читатель попадает в другую утопию - Лис. Так был преодолен первый барьер и разрушен первый миф. И это только начало.
Тема преодоления барьеров и разрушение мифов красной нитью пронизывает весь роман. "Город и звёзды" сравнительно небольшой по объёму, в нём много недомолвок, но, вне всякого сомнения, так и было задумано Кларком. В какой-то момент повествованием стремительно вырывается из узких рамок, представляя на суд читателю одну идею за другой.
Очень многогранное произведение, и чем-то напоминает "Основание" А.Азимова. Множество гениальных идей, прекрасное их воплощение. Несмотря на то, что "Город и звёзды" считается шедевром мировой фантастики, он явно понравится не каждому. Это не "экшен". В нём мало действия, много размышлений и философских диалогов. Но мне - нравится.
Очень силен Крарк в рассказах. Вообще-то, по моему мнению, рассказ - самая сложная литературная форма. В нем, в тех немногих страницах нужно умудриться разместить то, что другие укладывают на сотнях страницах романа.
Почитайте "Звезду". Невероятно мощный рассказ о разделении человеческой души. Ученый должен сопоставлять разные события и делать соответствующие выводы. Верующий должен Верить, не обращая внимания на все причинно-следственные связи. Но верующий ученый...
В современном мире люди забыли, что слово "вера" означает просто веру без вопросов, без тени сомнения, а потому каждое действие Бога (и его ипостасей) давно объяснено и интерпретировано. Он так сделал потому что и т. д. Вспомните "научное" исследование знаменитой Туринской плащаницы, например.
Случается так, что перед религией встает конфликт нового типа, еще не практиковавшийся ранее (в современности - массовое использование контрацептивов, аборты и эвтаназия, например). В этот момент, пока еще не выработано отношение к этому конфликту, его объяснение - и будет видно кто же по-настоящему верит, а кто привык к доказательствам.
Перед главным героем романа, ученым и священником одновременно, и встает именно такой конфликт.
Давать характеристику или, хотя бы, свою оценку всему творчеству Мастеру - нет никакой возможности... Я бы советовал всем читать Мастера, но, как говорится, на вкус и цвет.
О провидческих способностях Артура Кларка говорить не буду, тема все-таки о литературе. Достаточно сказать, что он знал, что вы сейчас будете читать этот пост задолго до изобретения интернета.
Изменено пользователем Вайпер