Альфред Элтон Ван Вогт родился в канадском городке Виннипег 26.06.1912 г. в семье голландских эмигрантов. В юности перепробовал немало профессий, пока в 20 лет не решил связать свою жизнь с литературой. Но к научной фантастике шел еще долгих семь лет, оттачивая перо литературной поденщиной в виде любовных новелл, коммерческих статеек и сценариев для радио. Уже тогда Альфред был ревностным читателем начинавших входить в моду специализированных 'научно-фантастических' журналов.
1939 год - переломный. Во-первых, Ван-Вогт обзаводится семьей (жена - Эдна М. Холл (1905 - 1975 гг.) - тоже фантаст, в сотрудничестве с которой написаны некоторые ранние его произведения). Во-вторых, А. Э. Ван Вогт дебютирует в самом престижном журнале фантастов - 'Эстаундинг' ('Astounding') - рассказом 'Черный разрушитель' (справедливости ради заметим, что первым был все же написан 'Склеп зверя', который редактор, однако, завернул на доработку).
Успех пришел сразу, но закрепился - и уже навсегда - после выхода в 1940 году романа 'Слэн'. Даже этот термин, как синоним гонимого ординарностью таланта, закрепился тогда в разговорном языке, подобно тому, как это произошло со словом 'робот', введенным в свое время в оборот К. Чапеком.
А. Ван Вогт вместе с Р. Хайнлайном, Т. Старджоном, К. Саймаком, Э. Ф. Расселом, А. Азимовым, Ли Брэкетт и другими мастерами высочай-шего класса закладывает основы того славного периода американской фантастики, который по праву называют ее 'золотым веком'. Именно на 40-е годы приходится пик его творчества - 17 романов.
В 1944 семья Ван Вогтов переехала на постоянное жительство в США и обосновалась в Голливуде. В 1947 г. по итогам опроса читателей его признают 'самым популярным' в США фантастом. В 1951 Ван Вогт опубликовал роман 'Оружейные лавки Ишера', положивший начало большо-му циклу произведений и считающийся одной из вершин его творчества.
Религиозный в прямом смысле этого слова, А.Э. Ван Вогт всю жизнь ищет позитивное начало в Человеке, начиная с самого себя. Лейтмотив всех его произведений: человек способен достигнуть всего, если действительно приложит к тому усилия. Эта неизбывная тоска по идеалу и вере постоянно толкает его на поиск новых для него доктрин и учений, в том числе и в области псевдонаук и экзотических знаний.
Увлекшись 'дианетикой' Рона Хаббарда, Ван Вогт какое-то время являлся одним из ведущих в Калифорнии пропагандистов саентологии. В конечном счете это обернулось творческим надломом: он забрасывает писательство, ограничиваясь перелицовкой старых рассказов.
Это - вообще одна из особенностей его творчества: например, из своего первого рассказа 'Черный разрушитель' он впоследствии вывел один из лучших своих романов - 'Путешествие 'Космической гончей' (1950), из повести 'Потеряно: пятьдесят солнц' (1952) получилась 'Миссия к звездам', а 'Варвар' (1947) был переработан в дилогию 'Империя Атома' ('Атомные боги') и 'Волшебник Линна'.
Возобновление плодотворной работы пришлось на начало 60-х годов, главным образом по приглашению Ф. Пола. С 1970 по 1973 гг. он выпускает сразу шесть романов. Всего же А. Э. Ван Вогт написал порядка пятидесяти произведений.
Трудно найти тему, которую этот классик американской фантастики так или иначе не затронул бы в своем творчестве: иные формы жизни, лабиринты времени, головокружительные приключения в межзвездных далях, 'сверхчеловек' и 'суперзнание', бурная жизнь Межгалактиче-ской Империи, Бог как герой повествования, интереснейшая трактовка многих проблем мироздания, эволюция общества, тех или иных конкретных наук или систем познания мира.
Как художник он отлично владел технологией писательского мастерства, большими и малыми формами, всегда был сосредоточен на дей-ствии, а не на описании среды или душевных переживаний действующих лиц. Но для конкретного, логического склада ума его фразы были порой недостаточно конкретны, создавалась возможность неодномерного понимания высказанных мыслей. Его личный литературный вкус - волшебные сказки и творчество Томаса Вулфа.
20 января 1975 от рака умирает его жена, что становится тяжелым потрясением для писателя. Но впоследствии он вновь связывает себя узами брака.
В поздний период жизни Ван Вогт проживал в Голливуде со своей второй женой Лидией Бережинской, которая ухаживала за ним на склоне лет. В этот более поздний период его романы были задуманы и написаны как отдельные, самостоятельные работы. В 1995 Ван Вогту было присуждено звание Гранд Мастера американской литературной премии в области фантастики Небьюла.
26 января 2000 года Ван Вогт умер в Лос-Анджелесе от болезни Альцгеймера.
Спойлер
1946:
Хьюго / Hugo Award, 1946, ретроспективная // Специальная награда (за 6 десятилетий "Золотого века" НФ)
Хьюго / Hugo Award, 1946, ретроспективная // Роман Мир Нуль-А / The World of A (1945)
Хьюго / Hugo Award, 1946, ретроспективная // Короткая повесть (четвёртая часть романа «Миссия к звездам») The Mixed Men (1945)
1966: Небьюла / Nebula Award, 1965 // Повесть Исследовательский центр «Альфа» / Research Alpha (1965)
1972: Форри / Forry Award, 1972
1996: Небьюла / Nebula Award, 1995 // Грандмастер
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 1996
2004: Прометей / Prometheus Awards, 2004 // Зал славы Оружейные лавки империи Ишер / The Weapon Shops of Isher (1951)
2005: Прометей / Prometheus Awards, 2005 // Зал славы Оружейные лавки империи Ишер / The Weapon Shops of Isher (1951)
Спойлер
Ишер / Isher [Оружейные магазины]
· Оружейные лавки империи Ишер / The Weapon Shops of Isher [Оружейные магазины Ишера; Оружейные магазины Ишеров; Оружейные магазины Ишера. Хроника первая] (1951)
· Оружейники империи Ишер / The Weapon Makers [One Against Eternity; Торговый дом оружейников; Оружейные магазины Ишера. Хроника вторая; Оружейники] (1943)
Клейн / Mutant Mage
· Империя атома / Empire of the Atom [Мутант] (1957)
· Волшебник Линна / The Wizard of Linn [Волшебник атомной империи] (1950)
Нуль-А / Null-A [Гилберт Гроссней]
· Мир Нуль-А / The World of A [= The World of Null-A; Мир Ноль-А](1945)
· Пешки Ноль-А / The Players of Ā [= The Pawns of Null-A; The Players of Null-A] (1949)
Слан / Slan
· Слан / Slan [Слэн] (1940)
Война против Руллов / War Against the Rulls
· Война против Руллов / The War Against the Rull [Война против Рулл; Война с монстрами; Галактическая война](1959)
Спойлер
Мир воров / Thieves' World [Thieve's World] // межавторскийцикл
· Классические антологии // Автор: Роберт Асприн
o Истории таверны «Распутный Единорог» / Tales from the Vulgar Unicorn (1980) // Редактор-составитель: Роберт Асприн
§ Сон ясновидящей / The Dream of the Sorceress (1980)
Джеймс Эллисон / James Allison // Автор: Роберт Говард
1943 Библия Пта / The Book of Ptath [Ptath; Two Hundred Million A.D.; Книга Пта]
1943 Оружейники империи Ишер / The Weapon Makers [One Against Eternity; Торговый дом оружейников; Оружейные магазины Ишера. Хроника вторая; Оружейники]
1945 Мир Нуль-А / The World of A [The World of Null-A; Мир Ноль-А]
1949 Пешки Ноль-А / The Players of Ā [The Pawns of Null-A; The Players of Null-A]
1950 Вечный дом / The House that Stood Still [The Mating Cry; The Undercover Aliens; Обитель вечности; А дом стоит себе спокойно.]
1950 Путешествие «Космической гончей» / The Voyage of the Space Beagle [Mission: Interplanetary; Путешествие космического «Бигля»; Путешествие Космического Бигля; Экспедиция «Космической гончей»]
1950 Волшебник Линна / The Wizard of Linn [Волшебник атомной империи]
1951 Оружейные лавки империи Ишер / The Weapon Shops of Isher [Оружейные магазины Ишера; Оружейные магазины Ишеров; Оружейные магазины Ишера. Хроника первая]
1952 Миссия к звездам / The Mixed Men [Mission to the Stars; Гиброиды; Рейд к звездам; Звездные деяния]
1953 Творец Вселенной / Universe Maker
1954 Планеты на продажу / Planets for Sale // Соавтор: Эдна Халл
1957 Империя атома / Empire of the Atom [Мутант]
1957 Клетка для разума / The Mind Cage [Ментальная клетка]
1959 Война против Руллов / The War Against the Rull [Война против Рулл; Война с монстрами; Галактическая война]
1978 Вызов богам / The Gods Defied [глава межавторского романа «Воин снегов»]
1980 Сон ясновидящей / The Dream of the Sorceress
Спойлер
1. Склеп (The Vault, США, 1953)
2. С тех пор, как приехала тётя Ада (Since Aunt Ada Came to Stay, США, 1971) - по рассказу "Ведьма" 3. Исследовательский центр "Альфа" (Research Alpha, Канада, 1998) 4. Люди для технического обслуживания (The Human Operators, Канада, 1999)
5. Банка краски (A Can of Paint, США, 2004)
Спойлер
Первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с творчеством Ван-Вогта, - это отсутствие метаний автора, отсутствие поиска им своего пути, и уже с самых первых произведений перед нами встает цельный, полностью сформированный писатель. Первый рассказ он опубликовал в 1939 году, в двадцатисемилетнем возрасте. В те далекие, "теперь почти былинные", времена личность человека таких лет, как правило, была уже сформирована. Его интересы, пристрастия, воззрения - все отлито и затвердело. Количественные изменения, есте-ственно, неизбежны, но качественные - необычайно редки. Ван-Вогт пришел в научную фантастику со сложившимися взглядами и продол-жал развивать их на протяжении всей своей литературной деятельности.
Ранние рассказов А. Ван-Вогта были типичны для той поры. Некоторые из них, например, "Банка краски" - относятся к ярчайшим про-явлениям этого жанра. Однако уже тогда бóльшая часть его рассказов выделялась из общей массы - слишком своеобразными и оригиналь-ными были идеи Ван-Вогта. (Кстати, часть его идей совершенно не нравились Азимову или. например, Хайнлайну.)
Обращение автора именно к этой литературной форме не случайно. Начинающему писателю представляется, что короткую историю со-
чинить и изложить проще, чем длинную; лишь с опытом приходит понимание нехитрой истины, что лаконичность и одновременно емкость даются большим трудом. Кроме этого.присущий англосаксам склад мышления не позволял ему слишком разбрасываться. "Черный хищник" был опубликован и хорошо принят в читательской среде. Отлично - нужно развивать успех. Уже придуман фантастический мир - зачем же начинать сызнова? И появляется следующий рассказ - продолжение, но продолжение, имеющее полное право на самостоятельное суще-ствование, понятное и тем, кто первого рассказа не читал. Второй шаг сделан. Потом еще и еще…
Так является на свет серия рассказов, связанных общими героями, объединенных одной моделью мира. Таким способом на протяжении пяти лет (1939-1943) - и сложился у Ван-Вогта цикл новелл о нексиалисте Эллиоте Гровеноре и галактическом вояже "Космической гончей". Оставалось свести все воедино, подправить, убрать мелкие противоречия, - и вот перед нами "сборный роман", по определению самого А. Ван-Вогта.
Второй момент, характеризующий творчество Ван-Вогта - это психология, которой автор интересовался всерьез. Неслучайно в произве-дениях автора одним из главных героев зачастую является профессиональный психолог. Напр-р, лейтенант Неслор из "Звездных Деяний". Да и другим персонажам, не психологам, постоянно приходится сталкиваться с решением психологических проблем.
Третий элемент творчества, который мне лично весьма импонирует. История. И в первую очередь - история Древнего Рима. История цивилизации, определившей развитие всего европейского мира. В ней сконцентрирован весь исторический опыт человечества; в ней легко можно найти аналог любым общественным и политическим процессам современности. Более того, внимательно и вдумчиво изучая этот период, можно с высокой степенью вероятности предугадать дальнейшее развитие этих процессов. Именно сюда уходит корнями образ Галактической империи, картины которой столь ярко описаны множеством англо-американских фантастов. Ван-Вогт в своем романе "Империя атома" (1946-1947, 1956) выводит практически кальку с Римской империи, ее быта, нравов и воззрений.
Единственное, что меня не устраивает в воззрениях Альфреда на историю, перенесенных им в произведения - это его привержен-ность концепции цикличности истории. Шпенглер - Шпенглером, но не все так просто и однозначно, и не стоило автору (на мой, сугубо субъективный) заставлять археолога Кориту из "Путешествия "Космической гончей"" нести эту чушь.
Следующий прекрасный компонент творчества Ван-Вогта - философия. На писателя неизгладимое впечатление произвели влияние оказали идеи Хосе Ортега-и-Гассета - его рациовитализм, точнее социоцентризм.
И вовсе уж странным выглядит увлечение Альфредом всевозможными лженауками, начиная от всеобщей семантики и заканчивая диа-нетикой и сайентологией.
Его произведения - это странный синтез бихевиоризма, шпенглеровской цикличности истории, римской идеи, рациовитализма Ортеги-и-Гассета, всеобщей семантики, дианетики и сайентологии.
Единственное, что, на мой взгляд, недоставало творчеству А. Ван-Вогта - это его пренебрежение точными науками. Понятное дело, что в общих чертах он с ними был знаком - как всякий образованный человек. Однако его больше занимали взаимосвязи наук - то, что позже подучило название метанауки. А ведь случись иначе - и мы получили бы второго Азимова. Альфред Ван-Вогт из концепции "метанауки" вывел целую фантастическую дисциплину - "нексиализм", которой посвятил себя Эллиот Гровенор, главный герой "Путешествия "Космиче-ской гончей"".
Весьма вероятно, иным современным читателям неизвестно, что целый ряд идей, сюжетных ходов и схем, которые ныне от частого использования превратились в клише, придумал именно А. Ван-Вогт. К примеру, его рассказ «Этюд в алых тонах» послужил источником вдохновения для создателей фильма «Чужой» и множества аналогичных историй из серии «ужас в космосе». А противостояние людей и мутантов в «Слане»? Гениальный калека из «Империи атома»? Семантические эксперименты в «Мире Нуль-А» или многочисленные произведения с проникновением в психологию инопланетян? В общем, читайте этого автора, и будет вам счастье
Альфред Элтон Ван Вогт
Родился - 26 апреля 1912 г.
Скончался - 26 января 2000 г.
Альфред Элтон Ван Вогт родился в канадском городке Виннипег 26.06.1912 г. в семье голландских эмигрантов. В юности перепробовал немало профессий, пока в 20 лет не решил связать свою жизнь с литературой. Но к научной фантастике шел еще долгих семь лет, оттачивая перо литературной поденщиной в виде любовных новелл, коммерческих статеек и сценариев для радио. Уже тогда Альфред был ревностным читателем начинавших входить в моду специализированных 'научно-фантастических' журналов.
1939 год - переломный. Во-первых, Ван-Вогт обзаводится семьей (жена - Эдна М. Холл (1905 - 1975 гг.) - тоже фантаст, в сотрудничестве с которой написаны некоторые ранние его произведения). Во-вторых, А. Э. Ван Вогт дебютирует в самом престижном журнале фантастов - 'Эстаундинг' ('Astounding') - рассказом 'Черный разрушитель' (справедливости ради заметим, что первым был все же написан 'Склеп зверя', который редактор, однако, завернул на доработку).
Успех пришел сразу, но закрепился - и уже навсегда - после выхода в 1940 году романа 'Слэн'. Даже этот термин, как синоним гонимого ординарностью таланта, закрепился тогда в разговорном языке, подобно тому, как это произошло со словом 'робот', введенным в свое время в оборот К. Чапеком.
А. Ван Вогт вместе с Р. Хайнлайном, Т. Старджоном, К. Саймаком, Э. Ф. Расселом, А. Азимовым, Ли Брэкетт и другими мастерами высочай-шего класса закладывает основы того славного периода американской фантастики, который по праву называют ее 'золотым веком'. Именно на 40-е годы приходится пик его творчества - 17 романов.
В 1944 семья Ван Вогтов переехала на постоянное жительство в США и обосновалась в Голливуде. В 1947 г. по итогам опроса читателей его признают 'самым популярным' в США фантастом. В 1951 Ван Вогт опубликовал роман 'Оружейные лавки Ишера', положивший начало большо-му циклу произведений и считающийся одной из вершин его творчества.
Религиозный в прямом смысле этого слова, А.Э. Ван Вогт всю жизнь ищет позитивное начало в Человеке, начиная с самого себя. Лейтмотив всех его произведений: человек способен достигнуть всего, если действительно приложит к тому усилия. Эта неизбывная тоска по идеалу и вере постоянно толкает его на поиск новых для него доктрин и учений, в том числе и в области псевдонаук и экзотических знаний.
Увлекшись 'дианетикой' Рона Хаббарда, Ван Вогт какое-то время являлся одним из ведущих в Калифорнии пропагандистов саентологии. В конечном счете это обернулось творческим надломом: он забрасывает писательство, ограничиваясь перелицовкой старых рассказов.
Это - вообще одна из особенностей его творчества: например, из своего первого рассказа 'Черный разрушитель' он впоследствии вывел один из лучших своих романов - 'Путешествие 'Космической гончей' (1950), из повести 'Потеряно: пятьдесят солнц' (1952) получилась 'Миссия к звездам', а 'Варвар' (1947) был переработан в дилогию 'Империя Атома' ('Атомные боги') и 'Волшебник Линна'.
Возобновление плодотворной работы пришлось на начало 60-х годов, главным образом по приглашению Ф. Пола. С 1970 по 1973 гг. он выпускает сразу шесть романов. Всего же А. Э. Ван Вогт написал порядка пятидесяти произведений.
Трудно найти тему, которую этот классик американской фантастики так или иначе не затронул бы в своем творчестве: иные формы жизни, лабиринты времени, головокружительные приключения в межзвездных далях, 'сверхчеловек' и 'суперзнание', бурная жизнь Межгалактиче-ской Империи, Бог как герой повествования, интереснейшая трактовка многих проблем мироздания, эволюция общества, тех или иных конкретных наук или систем познания мира.
Как художник он отлично владел технологией писательского мастерства, большими и малыми формами, всегда был сосредоточен на дей-ствии, а не на описании среды или душевных переживаний действующих лиц. Но для конкретного, логического склада ума его фразы были порой недостаточно конкретны, создавалась возможность неодномерного понимания высказанных мыслей. Его личный литературный вкус - волшебные сказки и творчество Томаса Вулфа.
20 января 1975 от рака умирает его жена, что становится тяжелым потрясением для писателя. Но впоследствии он вновь связывает себя узами брака.
В поздний период жизни Ван Вогт проживал в Голливуде со своей второй женой Лидией Бережинской, которая ухаживала за ним на склоне лет. В этот более поздний период его романы были задуманы и написаны как отдельные, самостоятельные работы. В 1995 Ван Вогту было присуждено звание Гранд Мастера американской литературной премии в области фантастики Небьюла.
26 января 2000 года Ван Вогт умер в Лос-Анджелесе от болезни Альцгеймера.
Спойлер
1946:
Хьюго / Hugo Award, 1946, ретроспективная // Специальная награда (за 6 десятилетий "Золотого века" НФ)
Хьюго / Hugo Award, 1946, ретроспективная // Роман Мир Нуль-А / The World of A (1945)
Хьюго / Hugo Award, 1946, ретроспективная // Короткая повесть (четвёртая часть романа «Миссия к звездам»)
The Mixed Men (1945)
1966: Небьюла / Nebula Award, 1965 // Повесть Исследовательский центр «Альфа» / Research Alpha (1965)
1972: Форри / Forry Award, 1972
1996: Небьюла / Nebula Award, 1995 // Грандмастер
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 1996
2004: Прометей / Prometheus Awards, 2004 // Зал славы Оружейные лавки империи Ишер / The Weapon Shops of Isher (1951)
2005: Прометей / Prometheus Awards, 2005 // Зал славы Оружейные лавки империи Ишер / The Weapon Shops of Isher (1951)
Спойлер
Ишер / Isher [Оружейные магазины]
· Оружейные лавки империи Ишер / The Weapon Shops of Isher [Оружейные магазины Ишера; Оружейные магазины Ишеров; Оружейные магазины Ишера. Хроника первая] (1951)
· Оружейники империи Ишер / The Weapon Makers [One Against Eternity; Торговый дом оружейников; Оружейные магазины Ишера. Хроника вторая; Оружейники] (1943)
Клейн / Mutant Mage
· Империя атома / Empire of the Atom [Мутант] (1957)
· Волшебник Линна / The Wizard of Linn [Волшебник атомной империи] (1950)
Нуль-А / Null-A [Гилберт Гроссней]
· Мир Нуль-А / The World of A [= The World of Null-A; Мир Ноль-А](1945)
· Пешки Ноль-А / The Players of Ā [= The Pawns of Null-A; The Players of Null-A] (1949)
Слан / Slan
· Слан / Slan [Слэн] (1940)
Война против Руллов / War Against the Rulls
· Война против Руллов / The War Against the Rull [Война против Рулл; Война с монстрами; Галактическая война](1959)
Спойлер
Мир воров / Thieves' World [Thieve's World] // межавторский цикл
· Классические антологии // Автор: Роберт Асприн
o Истории таверны «Распутный Единорог» / Tales from the Vulgar Unicorn (1980) // Редактор-составитель: Роберт Асприн
§ Сон ясновидящей / The Dream of the Sorceress (1980)
Джеймс Эллисон / James Allison // Автор: Роберт Говард
· Воин снегов / Ghor, Kin-Slayer (1997) // межавторский цикл [роман]
o Вызов богам / The Gods Defied (1978)
Спойлер
1940 Слан / Slan [Слэн]
1943 Библия Пта / The Book of Ptath [Ptath; Two Hundred Million A.D.; Книга Пта]
1943 Оружейники империи Ишер / The Weapon Makers [One Against Eternity; Торговый дом оружейников; Оружейные магазины Ишера. Хроника вторая; Оружейники]
1945 Мир Нуль-А / The World of A [The World of Null-A; Мир Ноль-А]
1949 Пешки Ноль-А / The Players of Ā [The Pawns of Null-A; The Players of Null-A]
1950 Вечный дом / The House that Stood Still [The Mating Cry; The Undercover Aliens; Обитель вечности; А дом стоит себе спокойно.]
1950 Путешествие «Космической гончей» / The Voyage of the Space Beagle [Mission: Interplanetary; Путешествие космического «Бигля»; Путешествие Космического Бигля; Экспедиция «Космической гончей»]
1950 Волшебник Линна / The Wizard of Linn [Волшебник атомной империи]
1951 Оружейные лавки империи Ишер / The Weapon Shops of Isher [Оружейные магазины Ишера; Оружейные магазины Ишеров; Оружейные магазины Ишера. Хроника первая]
1952 Миссия к звездам / The Mixed Men [Mission to the Stars; Гиброиды; Рейд к звездам; Звездные деяния]
1953 Творец Вселенной / Universe Maker
1954 Планеты на продажу / Planets for Sale // Соавтор: Эдна Халл
1957 Империя атома / Empire of the Atom [Мутант]
1957 Клетка для разума / The Mind Cage [Ментальная клетка]
1959 Война против Руллов / The War Against the Rull [Война против Рулл; Война с монстрами; Галактическая война]
1963 Зверь / The Beast [Moonbeast; Лунный зверь]
1965 Корабль-бродяга / Rogue Ship [Межзвездный скиталец; Странник]
1966 Крылатый человек / The Winged Man [Война на краю времени]// Соавтор: Эдна Халл
1969 Шелки / The Silkie [Силки]
1970 Дети будущего / Children of Tomorrow
1970 Поиск будущего / Quest for the Future
1971 Бесконечная битва / The Battle of Forever [И вечный бой; Вечный бой; «Есть упоение в бою...»]
1972 Тьма над Диамондианой / The Darkness on Diamondia [Тьма над Бриллиантовой]
1974 Человек с тысячью имен / The Man with a Thousand Names
Спойлер
1942 Жизненная сила / Asylum
1942 Властелины времени / Recruiting Station [Earth's Last Fortress; Masters of Time; Владыки времени]
1943 Поиски / The Search
1946 Три дурных глаза / The Chronicler [siege of Unseen; The Three Eyes of Evil]
1947 Варвар / The Barbarian
1950 Война нервов / War of Nerves
1965 Исследовательский центр «Альфа» / Research Alpha // Соавтор: Джеймс Шмиц
1968 Переходящий интеллект / The Proxy Intelligence [Разум Проксимы]
1971 Любящие андроиды / All the Loving Androids [Ах эти любящие андроиды!]
1971 Двойники / The Reflected Men
1972 Потеряно пятьдесят солнц / Lost: Fifty Suns [Ультиматум; Сто Потеряных Солнц; Проигравшие: Пятьдесят солнц; Розыск: Пятьдесят солнц; Пятьдесят потерянных солнц]
1978 Джейна / Living With Jane
Спойлер
1939 Черный разрушитель / Black Destroyer [Черный хищник; Чёрный истребитель]
1939 Этюд в алых тонах / Discord in Scarlet
1940 Гриб / Repetition [The Gryb, Грюб]
1940 Третий вид: Океанское чудовище. Морское чудовище / The Sea Thing [Чудовище из моря]
1940 Усыпальница зверя / Vault of the Beast [Склеп; Склеп Зверя; Усыпальница зверя; Четвёртый вид: Мультиморфное чудовище. Усыпальница чудовища]
1942 Не только мёртвые / Not Only Dead Men [И не только покойники; Первый вид: Космическое чудовище. Не только мёртвые]
1942 Ускользнувшее из рук чудо / Secret Unattainable [Ультра-человек]
1942 Призрак / The Ghost [Привидение, Призраки]
1942 Второе решение / The Second Solution [Окончательное решение]
1942 Оружейная лавка / The Weapon Shop
1943 Гамбит невидимки / Abdication [The Invisibility Gambit] //Соавтор: Эдна Халл [перевод только в сети]
1943 Маскировка / Concealment
1943 Галактика М-33, туманность Андромеды / M33 in Andromeda
1943 Ведьма / The Witch
1944 Банка краски / A Can of Paint Банка с краской]
1944 Далекий Центавр / Far Centaurus [Гримасы прогресса]
1944 Правители / The Rulers
1945 Цель / The Purpose [Стимул]
1947 Защита / Defense [Оборона]
1947 Кот! Кот! / The Cataaaaa [Коо-о-о-о-о-о-т!; Кошка-а-а; Ко-о-о-от!]
1947 Корабли тьмы / The Ship of Darkness [Звездолёт мрака; Корабль во мраке]
1948 Пробуждение / Dormant
1948 Верховный судья / The Great Judge [Великий судья]
1948 Чудовище / The Monster [Resurrection; Пятый вид: Загадочное чудовище. Воскресшее чудовище; Возрождение]
1948 Рулл / The Rull
1949 Дорогой друг / Dear Pen Pal [Letter from the Stars]
1949 Окончательное решение / Final Command [Genus: Robot Monster; Вид шестой: Робот-чудовище. Заключительный приказ]
1949 Проблемный профессор / Project Spaceship [The Problem Professor]
1949 Убийцы земли / The Earth Killers
1949 Лес зелёный / The Green Forest
1950 Киборг / Automaton [Dear Automaton, Дорогой робот]
1950 Зачарованная деревня / Enchanted Village [The Sands of Mars; The Enchanted Village; Второй вид: Марсианское чудовище. Заколдованная деревня]
1950 Буколика / Process [Лес; Пастораль; Процесс]
1950 Звук / The Sound
1951 Завершение / Fulfillment
1951 Галактический святой / The Star-Saint [Звёздный святой; Святой в космосе]
1951 Первый марсианин / This Joe [The First Martian]
1962 Вид седьмой: Электронное чудовище. Нечто / Itself! [Genus: Electronic Monster. Itself!; Сезиг]
1965 Репликаторы / The Replicators [Неистребимые; Дубликаторы]
1966 Ультраземлянин / The Ultra Man [Сверхчеловек]
1971 Крыса и змея / The Rat and the Snake [Питон и крыса; Крыса и питон; Змея и крыса]
1971 Люди для технического обслуживания / The Human Operators [Операторы] // Соавтор: Харлан Эллисон
1972 Эрзац-вечность / Ersatz Eternal [Вечный эрзац, Эрзац бессмертие, Эрзац вечности]
1972 Признание / The Confession [Игла в сердце; Исповедь]
1972 Часы времени / The Timed Clock [Совсем ручные часы, Маятник времени]
1973 Чем ни дыши, один чёрт / Don't Hold Your Breath
1973 Совершенное будущее / Future Perfect [Свершенное будущее]
1978 Вызов богам / The Gods Defied [глава межавторского романа «Воин снегов»]
1980 Сон ясновидящей / The Dream of the Sorceress
Спойлер
1. Склеп (The Vault, США, 1953)
2. С тех пор, как приехала тётя Ада (Since Aunt Ada Came to Stay, США, 1971) - по рассказу "Ведьма"
3. Исследовательский центр "Альфа" (Research Alpha, Канада, 1998)
4. Люди для технического обслуживания (The Human Operators, Канада, 1999)
5. Банка краски (A Can of Paint, США, 2004)
Спойлер
Первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с творчеством Ван-Вогта, - это отсутствие метаний автора, отсутствие поиска им своего пути, и уже с самых первых произведений перед нами встает цельный, полностью сформированный писатель. Первый рассказ он опубликовал в 1939 году, в двадцатисемилетнем возрасте. В те далекие, "теперь почти былинные", времена личность человека таких лет, как правило, была уже сформирована. Его интересы, пристрастия, воззрения - все отлито и затвердело. Количественные изменения, есте-ственно, неизбежны, но качественные - необычайно редки. Ван-Вогт пришел в научную фантастику со сложившимися взглядами и продол-жал развивать их на протяжении всей своей литературной деятельности.
Ранние рассказов А. Ван-Вогта были типичны для той поры. Некоторые из них, например, "Банка краски" - относятся к ярчайшим про-явлениям этого жанра. Однако уже тогда бóльшая часть его рассказов выделялась из общей массы - слишком своеобразными и оригиналь-ными были идеи Ван-Вогта. (Кстати, часть его идей совершенно не нравились Азимову или. например, Хайнлайну.)
Обращение автора именно к этой литературной форме не случайно. Начинающему писателю представляется, что короткую историю со-
чинить и изложить проще, чем длинную; лишь с опытом приходит понимание нехитрой истины, что лаконичность и одновременно емкость даются большим трудом. Кроме этого.присущий англосаксам склад мышления не позволял ему слишком разбрасываться. "Черный хищник" был опубликован и хорошо принят в читательской среде. Отлично - нужно развивать успех. Уже придуман фантастический мир - зачем же начинать сызнова? И появляется следующий рассказ - продолжение, но продолжение, имеющее полное право на самостоятельное суще-ствование, понятное и тем, кто первого рассказа не читал. Второй шаг сделан. Потом еще и еще…
Так является на свет серия рассказов, связанных общими героями, объединенных одной моделью мира. Таким способом на протяжении пяти лет (1939-1943) - и сложился у Ван-Вогта цикл новелл о нексиалисте Эллиоте Гровеноре и галактическом вояже "Космической гончей". Оставалось свести все воедино, подправить, убрать мелкие противоречия, - и вот перед нами "сборный роман", по определению самого А. Ван-Вогта.
Второй момент, характеризующий творчество Ван-Вогта - это психология, которой автор интересовался всерьез. Неслучайно в произве-дениях автора одним из главных героев зачастую является профессиональный психолог. Напр-р, лейтенант Неслор из "Звездных Деяний". Да и другим персонажам, не психологам, постоянно приходится сталкиваться с решением психологических проблем.
Третий элемент творчества, который мне лично весьма импонирует. История. И в первую очередь - история Древнего Рима. История цивилизации, определившей развитие всего европейского мира. В ней сконцентрирован весь исторический опыт человечества; в ней легко можно найти аналог любым общественным и политическим процессам современности. Более того, внимательно и вдумчиво изучая этот период, можно с высокой степенью вероятности предугадать дальнейшее развитие этих процессов. Именно сюда уходит корнями образ Галактической империи, картины которой столь ярко описаны множеством англо-американских фантастов. Ван-Вогт в своем романе "Империя атома" (1946-1947, 1956) выводит практически кальку с Римской империи, ее быта, нравов и воззрений.
Единственное, что меня не устраивает в воззрениях Альфреда на историю, перенесенных им в произведения - это его привержен-ность концепции цикличности истории. Шпенглер - Шпенглером, но не все так просто и однозначно, и не стоило автору (на мой, сугубо субъективный) заставлять археолога Кориту из "Путешествия "Космической гончей"" нести эту чушь.
Следующий прекрасный компонент творчества Ван-Вогта - философия. На писателя неизгладимое впечатление произвели влияние оказали идеи Хосе Ортега-и-Гассета - его рациовитализм, точнее социоцентризм.
И вовсе уж странным выглядит увлечение Альфредом всевозможными лженауками, начиная от всеобщей семантики и заканчивая диа-нетикой и сайентологией.
Его произведения - это странный синтез бихевиоризма, шпенглеровской цикличности истории, римской идеи, рациовитализма Ортеги-и-Гассета, всеобщей семантики, дианетики и сайентологии.
Единственное, что, на мой взгляд, недоставало творчеству А. Ван-Вогта - это его пренебрежение точными науками. Понятное дело, что в общих чертах он с ними был знаком - как всякий образованный человек. Однако его больше занимали взаимосвязи наук - то, что позже подучило название метанауки. А ведь случись иначе - и мы получили бы второго Азимова. Альфред Ван-Вогт из концепции "метанауки" вывел целую фантастическую дисциплину - "нексиализм", которой посвятил себя Эллиот Гровенор, главный герой "Путешествия "Космиче-ской гончей"".
Весьма вероятно, иным современным читателям неизвестно, что целый ряд идей, сюжетных ходов и схем, которые ныне от частого использования превратились в клише, придумал именно А. Ван-Вогт. К примеру, его рассказ «Этюд в алых тонах» послужил источником вдохновения для создателей фильма «Чужой» и множества аналогичных историй из серии «ужас в космосе». А противостояние людей и мутантов в «Слане»? Гениальный калека из «Империи атома»? Семантические эксперименты в «Мире Нуль-А» или многочисленные произведения с проникновением в психологию инопланетян? В общем, читайте этого автора, и будет вам счастье
Изменено пользователем Вайпер