(5 мая 1846, Воля-Окшейска на Подляшье, Царство Польское, Российская империя — 15 ноября 1916, Веве, Швейцария)
Польский писатель, лауреат Нобелевской премии 1905 года.
Был членом-корреспондентом (с декабря 1896 года) и почётным академиком (с ноября 1914 года) Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности
Спойлер
Происходил из обедневшей шляхты. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во время правления Витовта, т. н. «липков». Только в XVIII веке они перешли из ислама в католичество. Мать была из белорусской шляхетской семьи. Окончил гимназию в Варшаве и в 1866—1870 году учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 года — Варшавский университет). В печати дебютировал студентом в журнале «Еженедельное обозрение» («Przegląd Tygodniowy», 1869). С 1873 года — постоянный фельетонист «Газеты польской» («Gazeta Polska»). С 1874 года заведовал литературным отделом еженедельника «Нива» («Niwa»), позднее с 1882 года — редактор консервативной газеты «Слово» («Słowo»).
В 1881 году женился на Марии Шеткевич, скончавшейся от туберкулёза в 1885 году (осталось двое детей). В 1888 году анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая, Станислав Выспянский, Казимеж Тетмайер). Второй брак с Марией Володкович из Одессы (1893) закончился разводом по инициативе жены (1895). В 1904 году женился на Марии Бабской.
Посетив США (1876—1879), опубликовал «Письма из путешествия» (1876—1878). По возвращении в Европу некоторое время жил в Париже, в 1879 году был во Львове, затем побывал в Венеции и Риме. С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 году — Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 — Египет и Занзибар, и проч.). В 1900 году, в связи с 25-летием литературной деятельности, Сенкевичу было подарено имение Обленогорек в гмине Стравчин в Келецком повяте, приобретённое на собранные общественностью средства (впоследствии — музей писателя).
С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию. Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. После смерти в Веве прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, в 1924 году перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Иоанна Крестителя.
Спойлер
В ранних повестях и рассказах наблюдается интерес к трем темам: угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877; «Янко-музыкант», 1879 и др.) и его путешествие в США («Za chelebem» («За хлебом»)1880.
Ранние работы писателя характеризуют его, как позитивиста, но в отличие от других польских позитивистов он также был консерватором.Его «Latarnik» ("Фонарщик на маяке", 1881) считается одним из лучших рассказов в польской литературе. В рассказах 1882 года «Bartek Zwycięzca» («Бартек-победитель», 1882) и «Sachem» («Сахем», 1889) проводится параллель между трагическими судьбами главных героев и жизнью поляк под гнетом оккупации.
Автор исторической трилогии «Огнём и мечом» (1883—1884), «Потоп» (1884—1886), «Пан Володыёвский» (1887—1888). Все эти романы были встречены читателями с восторгом, и сегодня считаются классикой польской литературы. В первом романе отображается борьба шляхетской Речи Посполитой с казаками Хмельницкого. Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655—1656 годов. В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия (1672—1673). Трилогия вместила в себе элементы исторического романа с неповторимым стилем Сенкевича. После публикации в Российской империи критики неоднозначно отнеслись к этому роману, а цензоры предупредили его об ответственности. В психологическом романе «Без догмата» (1889—1890) изображён тип декадента-аристократа. В нём Сенкевич экспериментирует с самоанализом, выбирая для романа форму дневника, а сам роман, при этом, вмещает и натуралистические черты. В романе «Семья Поланецких» (1893—1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества. В романе-эпопее «Quo vadis» (в некоторых русских переводах «Камо грядеши», 1894—1896) изображается борьба Нерона против христиан. Таким образом проводится параллель борьбы ранних христиан против Нерона с борьбой поляк за независимость. Победа христианской духовности над материализмом Рима — это критика материализма и упадка, а также аллегория воспрянувшего духа в Польше.
Борьбе поляков и литвинов с Тевтонским орденом в конце XIV — начале XV веков посвящён исторический роман «Крестоносцы» (1897—1900). В романе рассказывается о победе поляк над германцами. Роман имел политический подтекст, так как в это время наблюдается попытка германизации польского общества. Книга стала обязательной для чтения в польских школах после обретения Польшей независимости.
Роман «Омут» (1909—1910) касается событий русской революции 1905—1907.
В 1910—1911 годах написал приключенческую повесть для детей «В дебрях Африки». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913—1914) остался незаконченным.
Спойлер
При жизни стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).
Творчество сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «за выдающиеся заслуги в области эпоса»). Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Роман «Без догмата» (1889—1890) высоко ценили Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, Максим Горький и другие русские писатели. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: «Quo vadis» (1951, США), «Огнём и мечом» (1999, Польша), «Quo vadis» (2001, Польша).
Спойлер
Историческая трилогия о Речи Посполитой «Огнём и мечом» / польск. Ogniem i mieczem (1883 — 1884) «Потоп» / польск. Potop (1884 — 1886) «Пан Володыёвский» / польск. Pan Wołodyjowski (1887 — 1888)
«Напрасно» / польск. Na marne (1872) «Юморески из портфеля Воршиллы» / польск. Humoreski z teki Worszyłły (1872) «Старый слуга» / польск. Stary sługa (1875) «Письма из путешествия» / польск. Listy z podróży (1876 — 1878) «Ганя» / польск. Hania (1876) «Селим Мирза» / польск. Selim Mirza (1877) «Эскизы углем» / польск. Szkice węglem (1877) «Янко-музыкант» / польск. Janko Muzykant (1878) «Из дневника познанского учителя» / польск. Z pamiętnika poznańsķiego nauczyciela (1879) «За хлебом» / польск. Za chlebem (1880) «Фонарщик на маяке» / польск. Latarnik (1881) «Бартек-победитель» / польск. Bartek Zwycięzca (1882) «Ангел» / польск. Jamioł (1882) «Сахем» / польск. Sachem (1889) «Воспоминание о Марипозе» / польск. Wspomnienie z Maripozy (1889) «В пустыне и пуще» / польск. W pustyni i w puszczy (1910 — 1911)
В детстве путал одно время нашего путешественника Юрия Сенкевича и данного автора считая их если уж не одним и тем же человеком, но хотя бы родственниками. Сначала я просмотрел фильм на его книгу "Крестоносцы", но это было так давно что и не вспомню, потом уже прочёл саму эту книгу. Так же было потом с трилогией о речи посполитой (про пана Володыевского) Сначала посмотрел фильм "огнём и мечом", потом прочитал книгу, затем уже прочитал и первые 2 книги и почти сразу просмотрел первые части трилогии. Ещё смотрел один интересный фильм по его роману "камо грядеши" - одну из последних версий (в 20 веке его несколько раз экранизировали), но книгу пока не успел почитать. Фильмы на его книги смотрятся легко (особенно когда там наши Домогаров и Ступка играют), а вот книги у него читаются тяжеловато.
(5 мая 1846, Воля-Окшейска на Подляшье, Царство Польское, Российская империя — 15 ноября 1916, Веве, Швейцария)
Польский писатель, лауреат Нобелевской премии 1905 года.
Был членом-корреспондентом (с декабря 1896 года) и почётным академиком (с ноября 1914 года) Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности
Спойлер
Происходил из обедневшей шляхты. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во время правления Витовта, т. н. «липков». Только в XVIII веке они перешли из ислама в католичество. Мать была из белорусской шляхетской семьи. Окончил гимназию в Варшаве и в 1866—1870 году учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 года — Варшавский университет). В печати дебютировал студентом в журнале «Еженедельное обозрение» («Przegląd Tygodniowy», 1869). С 1873 года — постоянный фельетонист «Газеты польской» («Gazeta Polska»). С 1874 года заведовал литературным отделом еженедельника «Нива» («Niwa»), позднее с 1882 года — редактор консервативной газеты «Слово» («Słowo»).
В 1881 году женился на Марии Шеткевич, скончавшейся от туберкулёза в 1885 году (осталось двое детей). В 1888 году анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая, Станислав Выспянский, Казимеж Тетмайер). Второй брак с Марией Володкович из Одессы (1893) закончился разводом по инициативе жены (1895). В 1904 году женился на Марии Бабской.
Посетив США (1876—1879), опубликовал «Письма из путешествия» (1876—1878). По возвращении в Европу некоторое время жил в Париже, в 1879 году был во Львове, затем побывал в Венеции и Риме. С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 году — Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 — Египет и Занзибар, и проч.). В 1900 году, в связи с 25-летием литературной деятельности, Сенкевичу было подарено имение Обленогорек в гмине Стравчин в Келецком повяте, приобретённое на собранные общественностью средства (впоследствии — музей писателя).
С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию. Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. После смерти в Веве прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, в 1924 году перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Иоанна Крестителя.
Спойлер
В ранних повестях и рассказах наблюдается интерес к трем темам: угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877; «Янко-музыкант», 1879 и др.) и его путешествие в США («Za chelebem» («За хлебом»)1880.
Ранние работы писателя характеризуют его, как позитивиста, но в отличие от других польских позитивистов он также был консерватором.Его «Latarnik» ("Фонарщик на маяке", 1881) считается одним из лучших рассказов в польской литературе. В рассказах 1882 года «Bartek Zwycięzca» («Бартек-победитель», 1882) и «Sachem» («Сахем», 1889) проводится параллель между трагическими судьбами главных героев и жизнью поляк под гнетом оккупации.
Автор исторической трилогии «Огнём и мечом» (1883—1884), «Потоп» (1884—1886), «Пан Володыёвский» (1887—1888). Все эти романы были встречены читателями с восторгом, и сегодня считаются классикой польской литературы. В первом романе отображается борьба шляхетской Речи Посполитой с казаками Хмельницкого. Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655—1656 годов. В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия (1672—1673). Трилогия вместила в себе элементы исторического романа с неповторимым стилем Сенкевича. После публикации в Российской империи критики неоднозначно отнеслись к этому роману, а цензоры предупредили его об ответственности. В психологическом романе «Без догмата» (1889—1890) изображён тип декадента-аристократа. В нём Сенкевич экспериментирует с самоанализом, выбирая для романа форму дневника, а сам роман, при этом, вмещает и натуралистические черты. В романе «Семья Поланецких» (1893—1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества. В романе-эпопее «Quo vadis» (в некоторых русских переводах «Камо грядеши», 1894—1896) изображается борьба Нерона против христиан. Таким образом проводится параллель борьбы ранних христиан против Нерона с борьбой поляк за независимость. Победа христианской духовности над материализмом Рима — это критика материализма и упадка, а также аллегория воспрянувшего духа в Польше.
Борьбе поляков и литвинов с Тевтонским орденом в конце XIV — начале XV веков посвящён исторический роман «Крестоносцы» (1897—1900). В романе рассказывается о победе поляк над германцами. Роман имел политический подтекст, так как в это время наблюдается попытка германизации польского общества. Книга стала обязательной для чтения в польских школах после обретения Польшей независимости.
Роман «Омут» (1909—1910) касается событий русской революции 1905—1907.
В 1910—1911 годах написал приключенческую повесть для детей «В дебрях Африки». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913—1914) остался незаконченным.
Спойлер
При жизни стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).
Творчество сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «за выдающиеся заслуги в области эпоса»). Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Роман «Без догмата» (1889—1890) высоко ценили Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, Максим Горький и другие русские писатели. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: «Quo vadis» (1951, США), «Огнём и мечом» (1999, Польша), «Quo vadis» (2001, Польша).
Спойлер
Историческая трилогия о Речи Посполитой
«Огнём и мечом» / польск. Ogniem i mieczem (1883 — 1884)
«Потоп» / польск. Potop (1884 — 1886)
«Пан Володыёвский» / польск. Pan Wołodyjowski (1887 — 1888)
«Без догмата» / польск. Bez dogmatu (1889 — 1890)
«Семья Поланецких» / польск. Rodzina Połanieckich (1893 — 1894)
«Камо грядеши» / лат. Quo vadis (1894 — 1896)
«Крестоносцы» / польск. Krzyżacy (1897 — 1900)
«Омуты» / польск. Wiry (1909 — 1910)
«Легионы» / польск. Legiony (1913 — 1914)
Спойлер
«Напрасно» / польск. Na marne (1872)
«Юморески из портфеля Воршиллы» / польск. Humoreski z teki Worszyłły (1872)
«Старый слуга» / польск. Stary sługa (1875)
«Письма из путешествия» / польск. Listy z podróży (1876 — 1878)
«Ганя» / польск. Hania (1876)
«Селим Мирза» / польск. Selim Mirza (1877)
«Эскизы углем» / польск. Szkice węglem (1877)
«Янко-музыкант» / польск. Janko Muzykant (1878)
«Из дневника познанского учителя» / польск. Z pamiętnika poznańsķiego nauczyciela (1879)
«За хлебом» / польск. Za chlebem (1880)
«Фонарщик на маяке» / польск. Latarnik (1881)
«Бартек-победитель» / польск. Bartek Zwycięzca (1882)
«Ангел» / польск. Jamioł (1882)
«Сахем» / польск. Sachem (1889)
«Воспоминание о Марипозе» / польск. Wspomnienie z Maripozy (1889)
«В пустыне и пуще» / польск. W pustyni i w puszczy (1910 — 1911)
В детстве путал одно время нашего путешественника Юрия Сенкевича и данного автора считая их если уж не одним и тем же человеком, но хотя бы родственниками. Сначала я просмотрел фильм на его книгу "Крестоносцы", но это было так давно что и не вспомню, потом уже прочёл саму эту книгу. Так же было потом с трилогией о речи посполитой (про пана Володыевского) Сначала посмотрел фильм "огнём и мечом", потом прочитал книгу, затем уже прочитал и первые 2 книги и почти сразу просмотрел первые части трилогии. Ещё смотрел один интересный фильм по его роману "камо грядеши" - одну из последних версий (в 20 веке его несколько раз экранизировали), но книгу пока не успел почитать. Фильмы на его книги смотрятся легко (особенно когда там наши Домогаров и Ступка играют), а вот книги у него читаются тяжеловато.
Изменено пользователем Andre