(8 октября 1931, Москва, СССР — 15 сентября 1993, Москва)
Юлиан Семёнович Семёнов (настоящая фамилия Ляндрес) — русский советский писатель, сценарист, публицист, журналист, поэт. Основатель журнала «Детектив и политика» и газеты «Совершенно секретно» (1989), для которой придумал названи. Один из пионеров жанра «журналистские расследования» в советской периодике.
Спойлер
Отец — организатор издательского дела, редактор Семён Александрович Ляндрес (был необоснованно репрессирован в 1952 г. по обвинению в пособничестве «троцкистскому диверсанту» Бухарину); Мать — учительница истории, Галина Николаевна Ляндрес (урождённая Ноздрина); Жена — Екатерина Сергеевна (родилась в 1931 году), родная дочь Натальи Петровны Кончаловской от первого брака, приёмная дочь Сергея Владимировича Михалкова (свадьба состоялась 12 апреля 1955 года). Хотя их семейная жизнь была достаточно сложной, Екатерина Сергеевна до конца жизни Семёнова преданно ухаживала за ним после инсульта, случившегося в 1990; Старшая дочь Дарья — художник, жила на Кипре, вернулась в Россию, замужем; Двое внуков — Максим и Филипп; Младшая дочь Ольга Семёнова — журналист, автор книги об отце «Юлиан Семёнов» (серия «Жизнь замечательных людей», 2006, 2011), жила во Франции и Ливане, снималась в сериале «Исаев», сыграла роль журналистки Киры Королёвой в фильме «Противостояние», снятом по книге отца. Замужем за Надимом Брайди — французским гражданином ливанского происхождения; Двое внуков — Алиса и Юлиан Брайди.
В 1948 году поступил в Московский институт востоковедения. Во время учёбы был дружен с Евгением Примаковым. В 1953 году окончил ближневосточный факультет Московского института востоковедения. Затем преподавал в МГУ афганский язык (пушту) и одновременно учился там же на историческом факультете. С 1955 года начал пробовать себя в журналистике: печатался в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене». В 1962—1967 годах был членом редколлегии журнала «Москва». В 1960—1970 гг. много работал за рубежом корреспондентом вышеупомянутых изданий (Франция, Испания, Германия, Куба, Япония, США, Латинская Америка). Журналистская деятельность была полна всяческих приключений. Он бывал и в тайге с охотниками на тигров, и на полярной станции, и на строительстве БАМа, и на вскрытии алмазной трубки, постоянно находился в центре самых важных событий — в Афганистане, франкистской Испании, в Чили, на Кубе, в Парагвае, выслеживая укрывающихся от возмездия гитлеровцев и главарей сицилийской мафии, участвуя в боевых операциях вьетнамских и лаосских партизан. Семёнов профессионально работал с архивами. Ему приписывают цитату: «Кто контролирует прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем». Как рассказывает Владимир Захаров, однажды даже нашёл телефонные номера рейхсканцелярии Гитлера, прямые номера Гиммлера и Геббельса, попробовал позвонить последнему, но в ответ услышал «Герр Геббельс уже ушёл. Позвоните завтра». В 1989 году учредил первое частное советское издание, бюллетень «Совершенно секретно». Для работы над концепцией и пилотным номером привлёк ведущего программы «Взгляд» Евгения Додолева и журналиста АПН Александра Плешкова, который позднее был, по всей видимости, отравлен в Париже на совместном ужине с главным редактором французского журнала VSD (после прогулки по Парижу с Эдуардом Лимоновым); «в том, что это было покушение не на Плешкова, а на Юлиана, никто не сомневался». На официальном сайте холдинга «Совершенно секретно» подчёркивается отличие этого издания от конкурентов того периода: Разница между «Совершенно секретно» и «Огоньком» или «Московскими новостями» была только в одном: свою газету Юлиан Семёнов создал с чистого листа. Этот амбициозный человек, у которого было всё — и всенародная слава, и полный достаток, обеспеченный 12-миллионным тиражом его бестселлеров, — никогда не останавливался на достигнутом и всегда хотел быть первым. И «Совершенно секретно» вошла в историю отечественной журналистики как первое независимое, негосударственное СМИ в нашем послереволюционном отечестве. Основал издательство «ДЭМ» и журнал «Детектив и политика (ДИП)». Принял активное участие в перестройке, написал ряд политически направленных, обличающих сталинизм произведений: «Репортёр», «Тайна Кутузовского проспекта», «Ненаписанные романы», «Процесс-38». В книге «Лимониана, или Неизвестный Лимонов» рассказывается, что Семёнов участвовал в возвращении репатрианта Лимонова и его произведений из эмиграции в СССР. Семёнов был одним из пионеров жанра «журналистские расследования» в советской периодике. Так в 1974 году, в Мадриде, ему удалось взять интервью у нацистского преступника и любимца Гитлера Отто Скорцени, который до этого категорически отказывался встречаться с журналистами, а работая корреспондентом «Литературной газеты» в Германии писатель берёт интервью у бывшего рейхсминистра Альберта Шпеера и одного из руководителей СС Карла Вольфа. Беседы с ними, а также история поисков Янтарной комнаты и других культурных ценностей, перемещённых из СССР за границу во время Второй мировой войны, были опубликованы Семёновым в 1983 г. в документальной повести «Лицом к лицу». В 1960 году стал членом Союза писателей СССР. В 1986 году становится президентом Международной ассоциации детективного и политического романа (МАДПР) и главным редактором сборника «Детектив и политика», издававшегося этой ассоциацией совместно с Агентством печати «Новости», много сделавшего для популяризации в СССР детективного жанра. В 1988 году Юлиан Семёнов, Василий Ливанов и Виталий Соломин открыли Московский экспериментальный театр «Детектив» (создан решением Исполкома Моссовета по согласованию с МВД СССР). Театр располагался в помещении Центрального дома офицеров (ЦДО) МВД РФ (Лубянка, 13). В нём ставились остросюжетные пьесы и детские спектакли. В 1992 году, когда Ю. С. Семёнов уже находился в состоянии тяжёлой болезни, а руководил труппой В. Б. Ливанов, уникальный театр был закрыт из-за конфликта на почве аренды помещения. Совместно с бароном Эдуардом фон Фальц-Фейном, русским аристократом и эмигрантом первой волны, занимался поиском и возвращением в Россию утраченных культурных ценностей. В результате деятельности созданного ими Международного комитета по возвращению русских сокровищ на родину в Россию был возвращён прах Фёдора Ивановича Шаляпина, часть библиотеки Дягилева-Лифаря, уникальный гобелен с изображением царской семьи из Ливадийского дворца и многие другие культурные ценности. После внезапного инсульта, случившегося в 1990 г., Семёнов оказался прикованным к постели и вернуться к работе уже не смог. Скончался Ю. С. Семёнов 15 сентября 1993 года в Москве. Болезнь и смерть писателя до сих пор повод для версий об его устранении. Ольга Семёнова в фильме «Рассказы об отце. Юлиан Семёнов глазами дочери» сказала, что её отца «устранили». Эта же версия проговорена в фильме «Он слишком много знал…», снятом по сценарию Дмитрия Лиханова. «Устранение» упоминалось и в воспоминаниях бывших коллег писателя. На протяжении всей творческой жизни Семёнов писал сценарии для кино, преимущественно по мотивам своих произведений. Полная фильмография писателя насчитывает более 20 экранизированных произведений, некоторые из которых (Майор «Вихрь» (1967), Семнадцать мгновений весны (1973), Петровка, 38 (1980), ТАСС уполномочен заявить… (1984), Противостояние (1985)) продолжают оставаться хитами российского кинематографа. Семёнов также выступил в качестве режиссёра фильма «Ночь на 14-й параллели» (1971) и актёра в фильмах «Будни и праздники» (1961) и «Солярис» (1972, реж. Андрей Тарковский).
Спойлер
Ранние произведения Первым увидевшим свет произведением Семёнова, вероятно, является мультфильм по мотивам афганских сказок «Маленький Шего» (1956). Первое опубликованное художественное произведение Семёнова — цикл новелл о геологах «Пять рассказов из жизни геолога Н.И. Рябининой» (1958). «Будни и праздники» (1959) — цикл рассказов о строителях таёжной магистрали. Экранизирован в 1961 году — одноимённый фильм. «Дипломатический агент» (1959) — исторический роман о востоковеде и тайном агенте Иване Виткевиче. Первое обращение писателя к жанру политического детектива. «Люди штурмуют небо» (1960) — сборник очерков и рассказов о строителях Южно-Сибирской магистрали. «49 часов 25 минут» (1960) — повесть на производственно-героическую тему. «Уходят, чтобы вернуться» (1961) — сборник, состоящий из нескольких циклов «забайкальских» рассказов и маленькой повести «Утро рождается ночью». «…При исполнении служебных обязанностей» (1962) — повесть о полярных лётчиках. Одно из самых заметных «антисталинских» произведений, В XX веке не переиздавалась. Экранизирована в 1963 г. — одноимённый фильм. «37 — 56» (1962) — цикл автобиографических новелл («Летом тридцать седьмого», «Осень пятьдесят второго», «Та ночь в Ярославле», «Судьба солдата в Америке», «Первый день свободы») на «антисталинскую» тему.
Цикл Исаев-Штирлиц Произведения об Исаеве-Штирлице в порядке действия: «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1971) (одноимённый фильм и сериал) — о расследовании хищения из Гохрана; «Пароль не нужен» (роман, 1966) (одноимённый фильм, 1967 и сериал) — ВЧК внедряет молодого разведчика Владимирова (Исаева) в белогвардейское движение на Дальнем Востоке в 1921—1922 годы; «Нежность» (экранизирован) — рассказ (1975) о душевных переживаниях Штирлица в 1927 году; «Испанский вариант (роман)» (1973) (одноимённый фильм) — о работе Штирлица в Испании в 1938 году, «Альтернатива» (1974) — действие романа происходит в Югославии весной 1941 года; «Третья карта» (1977) — о деятельности агентуры гитлеровцев из ОУН на Украине в начале Великой Отечественной войны, «Майор Вихрь» (одноимённый фильм, 1967) — о спасении Кракова советскими войсками в годы Великой Отечественной войны; «Семнадцать мгновений весны» (1969; одноимённый телефильм, 1973) — Исаев-Штирлиц получает задание узнать, кто из нацистских главарей собирается вести сепаратные переговоры о перемирии с Западом; «Приказано выжить» (1982) — о последних днях Третьего рейха весной 1945 года; «Экспансия I» (1984) — о противостоянии Исаева-Штирлица и Гелена во франкистской Испании в конце 1940-х годов, «Экспансия II» (1984) — действие романа происходит в Испании и Аргентине в конце 1940-х годов, «Экспансия III» (1984) — действие романа происходит в Аргентине, написано на документальной основе о разоблачении деятельности ЦРУ в Латинской Америке в послевоенный период. «Отчаяние» (1990) — возвращение разведчика Исаева в послевоенный СССР; «Бомба для председателя» (1970) (фильм «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», 1976 режиссёр Анатолий Бобровский) — постаревший Штирлиц вновь охотится за нацистами,
Полковник милиции Владислав Николаевич Костенко «Петровка, 38» (1963) (экранизация) — расследование ограбления сберкассы. «Огарёва, 6» (1972) (экранизация) — раскрытие крупных хищений социалистической собственности на пятигорской ювелирной фабрике и убийства в Москве. «Противостояние» (1979) (одноимённый телесериал режиссёра С. Арановича, 1985) — расследование убийств, совершённых скрывающимся нацистским преступником. «Репортёр» (1987) — раскрытие подпольного синдиката по хищению культурных ценностей. «Тайна Кутузовского проспекта» (1990) — расследование убийства Зои Фёдоровой
Полковник госбезопасности Виталий Славин «ТАСС уполномочен заявить» (1979, экранизация в 1984) — о деятельности советской контрразведки по поимке агента ЦРУ в Москве в конце 1970-х годов. «Межконтинентальный узел» (1986) — о противостоянии полковника Славина и иностранного агента, связанного некогда с Олегом Пеньковским.
Журналист Дмитрий Степанов Сквозной автобиографический персонаж Семёнова действует в циклах о Костенко и Славине («ТАСС уполномочен заявить», «Межконтинентальный узел», «Огарёва, 6», «Репортёр») и целом ряде лирических новелл («Дождь в водосточных трубах», «Ещё не осень», «Вожак» и др.). Кроме того, Степанов является главным героем повестей и романов:
«Дунечка и Никита» (1965) (повесть экранизирована в 1966 — фильм «Не самый удачный день») — о непростой житейской ситуации, в центре которой — развод главного героя с женой; «Он убил меня под Луанг-Прабангом» (1970) (повесть экранизирована в 1971 — фильм «Ночь на 14-й параллели») — о войне во Вьетнаме; «Пресс-центр. Анатомия политического преступления» (1983) (роман экранизирован в 1988 — фильм «Большая игра») — о путче в вымышленной стране Гаривас; «Пересечения» (1984) — повесть о судьбе талантливого театрального режиссёра, создавшего свой театр; «Аукцион» (1985) (роман экранизирован в 1986 — фильм «Лицом к лицу» режиссёр Анатолий Бобровский) — о поисках культурных ценностей, утраченных во Второй Мировой время войны.
Другие политические романы и повести «Исход» (1966) — киноповесть о разгроме в Монголии войск барона Унгерна в последние дни гражданской войны. Литературный вариант заметно отличается от одноимённого фильма 1968 г. «Каприччиозо по-сицилийски» (1978) — документальная повесть о приключениях журналиста в Сицилии. Позже текст повести был перенесён автором в переиздание книги «Лицом к лицу» в виде нескольких глав о связях мафии с фашизмом. «Лицом к лицу» («В поисках Янтарной комнаты») (1983) — документальная повесть о поиске Юлианом Семёновым и его зарубежными друзьями культурных ценностей, перемещённых из России за границу во время Второй Мировой войны. «Ненаписанные романы» (1990) — обличительное повествование о временах и нравах культа личности Сталина, основанное на исторических документах, свидетельствах очевидцев и личном жизненном опыте автора. «Разоблачение» — остросюжетная «повесть в манере ТВ» (определение автора) о проникновении международного наркобизнеса в Советский Союз в первые годы перестройки. «Комментарий к Скорцени» — документальная автобиографическая повесть об истории создания очерка «Скорцени — лицом к лицу» (1974). Задумывалась автором как глава второй части «Ненаписанных романов». «Барон» — документальная повесть о том, как Ю.Семёнов и барон Эдуард фон Фальц-Фейн занимались перенесением праха Ф. И. Шаляпина в Россию в 1984 г. Задумывалась автором как глава второй части «Ненаписанных романов». «Три перевода из Омара Кабесаса с комментариями» — документальная повесть о поездке в Никарагуа в 1985 году. История знакомства с видным никарагуанским писателем и политическим деятелем Омаром Кабесасом перемежается с фрагментами его прозы, переведённой Ю. Семёновым.
Романы о Феликсе Дзержинском «Горение», роман-хроника в 4-х книгах (1977—1987) (экранизирован в дилогии: «Особых примет нет» и «Крах операции „Террор“», 1978—1980). Книга первая. 1900—1904 гг. (1977). Книга вторая. 1905—1906 гг. (1979). Книга третья. 1907—1910 гг. (1987). Книга четвёртая. 1911 г. (1987).
Читал ли я его книги? Как ни странно, но только «Бомбу для председателя» и «Испанский вариант», «главную» же книгу из серии про Штирлица смотрел множество раз, так что читать желания не возникало, да и другие его самые интересные произведения были экранизированы.
(8 октября 1931, Москва, СССР — 15 сентября 1993, Москва)
Юлиан Семёнович Семёнов (настоящая фамилия Ляндрес) — русский советский писатель, сценарист, публицист, журналист, поэт. Основатель журнала «Детектив и политика» и газеты «Совершенно секретно» (1989), для которой придумал названи. Один из пионеров жанра «журналистские расследования» в советской периодике.
Спойлер
Отец — организатор издательского дела, редактор Семён Александрович Ляндрес (был необоснованно репрессирован в 1952 г. по обвинению в пособничестве «троцкистскому диверсанту» Бухарину);
Мать — учительница истории, Галина Николаевна Ляндрес (урождённая Ноздрина);
Жена — Екатерина Сергеевна (родилась в 1931 году), родная дочь Натальи Петровны Кончаловской от первого брака, приёмная дочь Сергея Владимировича Михалкова (свадьба состоялась 12 апреля 1955 года). Хотя их семейная жизнь была достаточно сложной, Екатерина Сергеевна до конца жизни Семёнова преданно ухаживала за ним после инсульта, случившегося в 1990;
Старшая дочь Дарья — художник, жила на Кипре, вернулась в Россию, замужем;
Двое внуков — Максим и Филипп;
Младшая дочь Ольга Семёнова — журналист, автор книги об отце «Юлиан Семёнов» (серия «Жизнь замечательных людей», 2006, 2011), жила во Франции и Ливане, снималась в сериале «Исаев», сыграла роль журналистки Киры Королёвой в фильме «Противостояние», снятом по книге отца. Замужем за Надимом Брайди — французским гражданином ливанского происхождения;
Двое внуков — Алиса и Юлиан Брайди.
В 1948 году поступил в Московский институт востоковедения. Во время учёбы был дружен с Евгением Примаковым. В 1953 году окончил ближневосточный факультет Московского института востоковедения.
Затем преподавал в МГУ афганский язык (пушту) и одновременно учился там же на историческом факультете.
С 1955 года начал пробовать себя в журналистике: печатался в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене».
В 1962—1967 годах был членом редколлегии журнала «Москва».
В 1960—1970 гг. много работал за рубежом корреспондентом вышеупомянутых изданий (Франция, Испания, Германия, Куба, Япония, США, Латинская Америка).
Журналистская деятельность была полна всяческих приключений. Он бывал и в тайге с охотниками на тигров, и на полярной станции, и на строительстве БАМа, и на вскрытии алмазной трубки, постоянно находился в центре самых важных событий — в Афганистане, франкистской Испании, в Чили, на Кубе, в Парагвае, выслеживая укрывающихся от возмездия гитлеровцев и главарей сицилийской мафии, участвуя в боевых операциях вьетнамских и лаосских партизан.
Семёнов профессионально работал с архивами. Ему приписывают цитату: «Кто контролирует прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем». Как рассказывает Владимир Захаров, однажды даже нашёл телефонные номера рейхсканцелярии Гитлера, прямые номера Гиммлера и Геббельса, попробовал позвонить последнему, но в ответ услышал «Герр Геббельс уже ушёл. Позвоните завтра».
В 1989 году учредил первое частное советское издание, бюллетень «Совершенно секретно». Для работы над концепцией и пилотным номером привлёк ведущего программы «Взгляд» Евгения Додолева и журналиста АПН Александра Плешкова, который позднее был, по всей видимости, отравлен в Париже на совместном ужине с главным редактором французского журнала VSD (после прогулки по Парижу с Эдуардом Лимоновым); «в том, что это было покушение не на Плешкова, а на Юлиана, никто не сомневался».
На официальном сайте холдинга «Совершенно секретно» подчёркивается отличие этого издания от конкурентов того периода:
Разница между «Совершенно секретно» и «Огоньком» или «Московскими новостями» была только в одном: свою газету Юлиан Семёнов создал с чистого листа. Этот амбициозный человек, у которого было всё — и всенародная слава, и полный достаток, обеспеченный 12-миллионным тиражом его бестселлеров, — никогда не останавливался на достигнутом и всегда хотел быть первым. И «Совершенно секретно» вошла в историю отечественной журналистики как первое независимое, негосударственное СМИ в нашем послереволюционном отечестве.
Основал издательство «ДЭМ» и журнал «Детектив и политика (ДИП)». Принял активное участие в перестройке, написал ряд политически направленных, обличающих сталинизм произведений: «Репортёр», «Тайна Кутузовского проспекта», «Ненаписанные романы», «Процесс-38».
В книге «Лимониана, или Неизвестный Лимонов» рассказывается, что Семёнов участвовал в возвращении репатрианта Лимонова и его произведений из эмиграции в СССР.
Семёнов был одним из пионеров жанра «журналистские расследования» в советской периодике.
Так в 1974 году, в Мадриде, ему удалось взять интервью у нацистского преступника и любимца Гитлера Отто Скорцени, который до этого категорически отказывался встречаться с журналистами, а работая корреспондентом «Литературной газеты» в Германии писатель берёт интервью у бывшего рейхсминистра Альберта Шпеера и одного из руководителей СС Карла Вольфа.
Беседы с ними, а также история поисков Янтарной комнаты и других культурных ценностей, перемещённых из СССР за границу во время Второй мировой войны, были опубликованы Семёновым в 1983 г. в документальной повести «Лицом к лицу».
В 1960 году стал членом Союза писателей СССР.
В 1986 году становится президентом Международной ассоциации детективного и политического романа (МАДПР) и главным редактором сборника «Детектив и политика», издававшегося этой ассоциацией совместно с Агентством печати «Новости», много сделавшего для популяризации в СССР детективного жанра.
В 1988 году Юлиан Семёнов, Василий Ливанов и Виталий Соломин открыли Московский экспериментальный театр «Детектив» (создан решением Исполкома Моссовета по согласованию с МВД СССР). Театр располагался в помещении Центрального дома офицеров (ЦДО) МВД РФ (Лубянка, 13). В нём ставились остросюжетные пьесы и детские спектакли. В 1992 году, когда Ю. С. Семёнов уже находился в состоянии тяжёлой болезни, а руководил труппой В. Б. Ливанов, уникальный театр был закрыт из-за конфликта на почве аренды помещения.
Совместно с бароном Эдуардом фон Фальц-Фейном, русским аристократом и эмигрантом первой волны, занимался поиском и возвращением в Россию утраченных культурных ценностей. В результате деятельности созданного ими Международного комитета по возвращению русских сокровищ на родину в Россию был возвращён прах Фёдора Ивановича Шаляпина, часть библиотеки Дягилева-Лифаря, уникальный гобелен с изображением царской семьи из Ливадийского дворца и многие другие культурные ценности.
После внезапного инсульта, случившегося в 1990 г., Семёнов оказался прикованным к постели и вернуться к работе уже не смог. Скончался Ю. С. Семёнов 15 сентября 1993 года в Москве.
Болезнь и смерть писателя до сих пор повод для версий об его устранении. Ольга Семёнова в фильме «Рассказы об отце. Юлиан Семёнов глазами дочери» сказала, что её отца «устранили». Эта же версия проговорена в фильме «Он слишком много знал…», снятом по сценарию Дмитрия Лиханова. «Устранение» упоминалось и в воспоминаниях бывших коллег писателя.
На протяжении всей творческой жизни Семёнов писал сценарии для кино, преимущественно по мотивам своих произведений. Полная фильмография писателя насчитывает более 20 экранизированных произведений, некоторые из которых (Майор «Вихрь» (1967), Семнадцать мгновений весны (1973), Петровка, 38 (1980), ТАСС уполномочен заявить… (1984), Противостояние (1985)) продолжают оставаться хитами российского кинематографа.
Семёнов также выступил в качестве режиссёра фильма «Ночь на 14-й параллели» (1971) и актёра в фильмах «Будни и праздники» (1961) и «Солярис» (1972, реж. Андрей Тарковский).
Спойлер
Ранние произведения
Первым увидевшим свет произведением Семёнова, вероятно, является мультфильм по мотивам афганских сказок «Маленький Шего» (1956).
Первое опубликованное художественное произведение Семёнова — цикл новелл о геологах «Пять рассказов из жизни геолога Н.И. Рябининой» (1958).
«Будни и праздники» (1959) — цикл рассказов о строителях таёжной магистрали. Экранизирован в 1961 году — одноимённый фильм.
«Дипломатический агент» (1959) — исторический роман о востоковеде и тайном агенте Иване Виткевиче. Первое обращение писателя к жанру политического детектива.
«Люди штурмуют небо» (1960) — сборник очерков и рассказов о строителях Южно-Сибирской магистрали.
«49 часов 25 минут» (1960) — повесть на производственно-героическую тему.
«Уходят, чтобы вернуться» (1961) — сборник, состоящий из нескольких циклов «забайкальских» рассказов и маленькой повести «Утро рождается ночью».
«…При исполнении служебных обязанностей» (1962) — повесть о полярных лётчиках. Одно из самых заметных «антисталинских» произведений, В XX веке не переиздавалась. Экранизирована в 1963 г. — одноимённый фильм.
«37 — 56» (1962) — цикл автобиографических новелл («Летом тридцать седьмого», «Осень пятьдесят второго», «Та ночь в Ярославле», «Судьба солдата в Америке», «Первый день свободы») на «антисталинскую» тему.
Цикл Исаев-Штирлиц
Произведения об Исаеве-Штирлице в порядке действия:
«Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1971) (одноимённый фильм и сериал) — о расследовании хищения из Гохрана;
«Пароль не нужен» (роман, 1966) (одноимённый фильм, 1967 и сериал) — ВЧК внедряет молодого разведчика Владимирова (Исаева) в белогвардейское движение на Дальнем Востоке в 1921—1922 годы;
«Нежность» (экранизирован) — рассказ (1975) о душевных переживаниях Штирлица в 1927 году;
«Испанский вариант (роман)» (1973) (одноимённый фильм) — о работе Штирлица в Испании в 1938 году, «Альтернатива» (1974) — действие романа происходит в Югославии весной 1941 года;
«Третья карта» (1977) — о деятельности агентуры гитлеровцев из ОУН на Украине в начале Великой Отечественной войны,
«Майор Вихрь» (одноимённый фильм, 1967) — о спасении Кракова советскими войсками в годы Великой Отечественной войны;
«Семнадцать мгновений весны» (1969; одноимённый телефильм, 1973) — Исаев-Штирлиц получает задание узнать, кто из нацистских главарей собирается вести сепаратные переговоры о перемирии с Западом;
«Приказано выжить» (1982) — о последних днях Третьего рейха весной 1945 года;
«Экспансия I» (1984) — о противостоянии Исаева-Штирлица и Гелена во франкистской Испании в конце 1940-х годов,
«Экспансия II» (1984) — действие романа происходит в Испании и Аргентине в конце 1940-х годов,
«Экспансия III» (1984) — действие романа происходит в Аргентине, написано на документальной основе о разоблачении деятельности ЦРУ в Латинской Америке в послевоенный период.
«Отчаяние» (1990) — возвращение разведчика Исаева в послевоенный СССР;
«Бомба для председателя» (1970) (фильм «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», 1976 режиссёр Анатолий Бобровский) — постаревший Штирлиц вновь охотится за нацистами,
Полковник милиции Владислав Николаевич Костенко
«Петровка, 38» (1963) (экранизация) — расследование ограбления сберкассы.
«Огарёва, 6» (1972) (экранизация) — раскрытие крупных хищений социалистической собственности на пятигорской ювелирной фабрике и убийства в Москве.
«Противостояние» (1979) (одноимённый телесериал режиссёра С. Арановича, 1985) — расследование убийств, совершённых скрывающимся нацистским преступником.
«Репортёр» (1987) — раскрытие подпольного синдиката по хищению культурных ценностей.
«Тайна Кутузовского проспекта» (1990) — расследование убийства Зои Фёдоровой
Полковник госбезопасности Виталий Славин
«ТАСС уполномочен заявить» (1979, экранизация в 1984) — о деятельности советской контрразведки по поимке агента ЦРУ в Москве в конце 1970-х годов.
«Межконтинентальный узел» (1986) — о противостоянии полковника Славина и иностранного агента, связанного некогда с Олегом Пеньковским.
Журналист Дмитрий Степанов
Сквозной автобиографический персонаж Семёнова действует в циклах о Костенко и Славине («ТАСС уполномочен заявить», «Межконтинентальный узел», «Огарёва, 6», «Репортёр») и целом ряде лирических новелл («Дождь в водосточных трубах», «Ещё не осень», «Вожак» и др.). Кроме того, Степанов является главным героем повестей и романов:
«Дунечка и Никита» (1965) (повесть экранизирована в 1966 — фильм «Не самый удачный день») — о непростой житейской ситуации, в центре которой — развод главного героя с женой;
«Он убил меня под Луанг-Прабангом» (1970) (повесть экранизирована в 1971 — фильм «Ночь на 14-й параллели») — о войне во Вьетнаме;
«Пресс-центр. Анатомия политического преступления» (1983) (роман экранизирован в 1988 — фильм «Большая игра») — о путче в вымышленной стране Гаривас;
«Пересечения» (1984) — повесть о судьбе талантливого театрального режиссёра, создавшего свой театр;
«Аукцион» (1985) (роман экранизирован в 1986 — фильм «Лицом к лицу» режиссёр Анатолий Бобровский) — о поисках культурных ценностей, утраченных во Второй Мировой время войны.
Другие политические романы и повести
«Исход» (1966) — киноповесть о разгроме в Монголии войск барона Унгерна в последние дни гражданской войны. Литературный вариант заметно отличается от одноимённого фильма 1968 г.
«Каприччиозо по-сицилийски» (1978) — документальная повесть о приключениях журналиста в Сицилии. Позже текст повести был перенесён автором в переиздание книги «Лицом к лицу» в виде нескольких глав о связях мафии с фашизмом.
«Лицом к лицу» («В поисках Янтарной комнаты») (1983) — документальная повесть о поиске Юлианом Семёновым и его зарубежными друзьями культурных ценностей, перемещённых из России за границу во время Второй Мировой войны.
«Ненаписанные романы» (1990) — обличительное повествование о временах и нравах культа личности Сталина, основанное на исторических документах, свидетельствах очевидцев и личном жизненном опыте автора.
«Разоблачение» — остросюжетная «повесть в манере ТВ» (определение автора) о проникновении международного наркобизнеса в Советский Союз в первые годы перестройки.
«Комментарий к Скорцени» — документальная автобиографическая повесть об истории создания очерка «Скорцени — лицом к лицу» (1974). Задумывалась автором как глава второй части «Ненаписанных романов».
«Барон» — документальная повесть о том, как Ю.Семёнов и барон Эдуард фон Фальц-Фейн занимались перенесением праха Ф. И. Шаляпина в Россию в 1984 г. Задумывалась автором как глава второй части «Ненаписанных романов».
«Три перевода из Омара Кабесаса с комментариями» — документальная повесть о поездке в Никарагуа в 1985 году. История знакомства с видным никарагуанским писателем и политическим деятелем Омаром Кабесасом перемежается с фрагментами его прозы, переведённой Ю. Семёновым.
Романы о Феликсе Дзержинском
«Горение», роман-хроника в 4-х книгах (1977—1987) (экранизирован в дилогии: «Особых примет нет» и «Крах операции „Террор“», 1978—1980).
Книга первая. 1900—1904 гг. (1977).
Книга вторая. 1905—1906 гг. (1979).
Книга третья. 1907—1910 гг. (1987).
Книга четвёртая. 1911 г. (1987).
Читал ли я его книги? Как ни странно, но только «Бомбу для председателя» и «Испанский вариант», «главную» же книгу из серии про Штирлица смотрел множество раз, так что читать желания не возникало, да и другие его самые интересные произведения были экранизированы.
Изменено пользователем Half-Orc