Перейти к содержанию
View in the app

A better way to browse. Learn more.

Best Gothic Forums

A full-screen app on your home screen with push notifications, badges and more.

To install this app on iOS and iPadOS
  1. Tap the Share icon in Safari
  2. Scroll the menu and tap Add to Home Screen.
  3. Tap Add in the top-right corner.
To install this app on Android
  1. Tap the 3-dot menu (⋮) in the top-right corner of the browser.
  2. Tap Add to Home screen or Install app.
  3. Confirm by tapping Install.
Опубликовано

pJixPT4.jpg

 

Год выпуска:  1970год

 

Страна:  СССР

 

Жанр: истерн


Режиссёр:  Владимир Мотыль

 

В главных ролях: Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин,

Кахи Кавсадзе, Николай Годовиков

 

«Белое солнце пустыни» — советский художественный фильм 1970 года режиссёра Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны. Фильм снят на производственной базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм», по сценарию, написанному Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым.

Лауреат Государственной премии Российской Федерации 1998 года.

Спойлер

Действие фильма происходит в начале 1920-х годов на восточном берегу Каспийского моря. Закончилась гражданская война, но в Средней Азии ещё орудуют банды басмачей. Красноармеец Фёдор Иванович Сухов возвращается через пустыню домой, в Россию, к жене Катерине Матвеевне. В начале он освобождает местного жителя Саида, закопанного по шею в песок.
Оказывается, на мучительную смерть Саида оставил бандит Джавдет, который убил его отца и забрал всё имущество. Далее Сухову встречается отряд красного командира Рахимова, который преследует другого бандита — Чёрного Абдуллу и его банду. Раньше Абдулла сбежал из крепости и оставил там своих жён. Над ними нависла смертельная угроза: если муж не может увезти всех жён с собой, он убивает их. Рахимов уговаривает Сухова задержаться и охранять жён Абдуллы, а сам отправляется за Абдуллой в погоню, откомандировав в помощники Сухову молодого красноармейца Петруху.
Сухов сопровождает бывших жён Абдуллы в близлежащий приморский посёлок Педжент. В скором времени туда приходит и Абдулла со своей бандой, планируя здесь морем переправиться за границу.
За оружием и поддержкой Сухов обращается на бывший пост царской таможни к его начальнику, Павлу Артемьевичу Верещагину, но получает отказ. Тогда он ремонтирует старый пулемёт «Льюис», находит ящик с динамитом и минирует единственный баркас у берега. Сухову удаётся захватить Абдуллу в плен, но тот сбегает, убив Петруху и самую молодую из жён — 15-летнюю Гюльчатай. Позднее Сухов выводит гарем из Педжента по подземному ходу, который ему показал Лебедев, хранитель местного музея.
Беглецы укрываются вместе в старом нефтяном резервуаре, где их осаждают бандиты. Узнав о гибели полюбившегося ему Петрухи, Верещагин отбивает у басмачей баркас, направляет его к берегу, не зная, что баркас заминирован, и погибает при взрыве. Сухов не смог предотвратить его гибель. В момент взрыва он выбирается из резервуара и с помощью Саида уничтожает всех бандитов. Гарем передают под опеку Рахимова, а Сухов возобновляет свой путь на родину.

 

 

Фильм очень понравился, особенно песня про «госпожу Удачу». Сухов и Верещагин были отлично сыграны. Вроде и в советские времена фильм показывали нередко , но посмотреть его смог уже в постсоветское время. Это сейчас если услышал про какой то фильм, то можно почти сразу его посмотреть. Также недавно узнал что в роли одного из плмощников Абдуллы снялся реальный местный (каспийский) авторитет Али «таможня даёт добро».

Изменено пользователем Radevor

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Говорят наши российские космонавты перед каждым полетом обязательно смотрят этот фильм. Что-то вроде обязательного ритуала.

Опубликовано

Отличный советский фильм, смотрел его ещё в детстве, правда тогда не понимал особо ничего, но после неоднократных пересмотров в будущем фильм понравился)

Опубликовано
  • Автор

У одного из главных героев фильма - таможенника Верещагина есть реальный прототип и в конце жизни он жил в Ташкенте, как я понял примерно в том районе где я ходил на работу - его имя Михаил Дмитриевич Поспелов.

Спойлер

Михаил Поспелов родился в мае 1884 года в городе Орле. Получив домашнее образование, он поступил в Тифлисское пехотное училище, которое окончил по второму разряду.
Вот еще любопытный момент: когда Поспелов поступил в Тифлисское училище, его начальником был герой русско-турецкой войны, участник Памирской кампании, полковник Александр Васильевич Верещагин.
После выпуска Поспелова определили на службу в Либавский пехотный полк. Служба протекала спокойно, что молодого деятельного офицера не радовало. Осенью 1910 года он добился зачисления в пограничную стражу в 7-й округ на среднеазиатскую границу.
В 1913 году поручик Поспелов, отлично зарекомендовавший себя на новом месте, получает назначение в 30-ю Закаспийскую бригаду, которая охраняла границу с Персией и побережье Каспийского моря.
Русско-персидская граница была очень неспокойным местом. Здесь постоянно действовали шайки контрабандистов, с сопредельной стороны бандиты совершали набеги на туркменские поселения, захватывая девушек для продажи в рабство в Персии.
Сначала под началом Поспелова находился пост «Гермаб» («Чистые ключи»), а затем и весь Гермабский погранотряд, контролировавший 100-верстный участок границы, имевший в своей структуре 4 конно-сторожевых кордона: «Гермаб», «Сулюкли», «Мерген-Улья» и «Сарам-Сакли».
Поспелов был великолепным воином: в совершенстве владел элементами кавалерийской подготовки, за успехи в соревнованиях по стрельбе был награжден шестью императорскими призами. Награды были прикреплены к ножнам шашки, которую он долго хранил.
Но дело было не только в отличном владении оружием и большой физической силе. Поспелов, что называется, душой болел за порученное ему дело. Он обустраивал быт своих подчиненных, решал их проблемы, наладил тесные связи с местным населением.
Поспелов помогал жителям приграничных селений, а они помогали пограничникам, видя в них свою единственную надежную защиту от бандитов.
Благодаря этому командир Гермабского погранотряда организовал хорошо разветвленную сеть разведки, что позволяло пограничникам знать заранее места и время набегов бандитов и попыток прорыва контрабандистов.
Его уважали и боялись враги, давшие ему прозвище «Красный шайтан». Это было еще до появления большевиков — причиной стали не политические взгляды Поспелова, а его роскошные огненно-рыжие усы. Он появлялся внезапно для контрабандистов в самых неожиданных местах, из-за чего наиболее суеверные бандиты стали подозревать, что этот русский офицер обладает еще и навыками боевой магии.
Дом Верещагина из фильма тоже не выдумка — он во многом срисован с дома Поспелова. В посаженном русскими пограничниками саду росли грецкий орех, яблони, груши, вишни, абрикосы, алыча, а в пруду плескались карпы.
В 1917 году, как и Верещагин, Поспелов превратил свой дом в маленькую крепость. Старый мир рушился — Российская империя ушла в прошлое, и наступило безвластие, при котором бандиты и контрабандисты стали действовать нагло, не опасаясь отпора.
Гермабский отряд практически развалился — солдаты, набранные, в основном, в Центральной России, рвались домой, и Поспелов не мог их уже удержать.
Ему самому предлагали уехать за границу, говоря о том, что здесь его служба никому теперь не нужна, а там он может стать большим человеком.
«Я пограничник, и мое дело — охранять границу Отечества. И я отсюда никуда не уйду», — отвечал упрямый Поспелов.
С горсткой бойцов теперь он уже оборонял не 100 верст границы, а собственный дом, обучив владению винтовкой, пулеметом и гранатами жену Софью. В этой крепости росли и две маленькие дочери Поспелова, Лена и Вера.
Наиболее дерзкие бандиты, решившие поквитаться с «Красным шайтаном», получали настолько жесткий отпор, что бросали планы мести раз и навсегда. А сам пограничник в перерывах между этими схватками, как и Верещагин, глушил тоску самогоном.
Он оставался единственным из командиров 30-й Закаспийской бригады, кто остался в строю. И в 1919 году Поспелов стукнул кулаком по столу, решив, что пора наводить порядок. «Красный шайтан» набрал добровольцев из числа местных жителей, которые устали от бандитского беспредела, вооружил и занялся их обучением. Вскоре ему удалось восстановить пограничную службу сначала на посту «Гермаб», а затем и на всем участке ответственности Гермабского погранотряда. Бандиты и контрабандисты, наткнувшись на сопротивление, предпочли уйти подальше, туда, где «Красный шайтан» не мог до них добраться.
Тем временем чаша весов в Гражданской войне стала склоняться в сторону большевиков. И «Красный шайтан» стал «красным» и в политическом смысле — 24 декабря 1919 года приказом по войскам Туркестанского фронта товарищ Поспелов Михаил Дмитриевич был назначен командиром пограничного батальона с дислокацией в населенном пункте Гермаб.
Времена были трудные, и Поспелову приходилось нетривиальными способами решать вопросы снабжения. Для того, чтобы обеспечить своих пограничников хлебом, он продал все ковры, которые были в его доме еще с дореволюционных времен.
В марте 1921 года Михаил Поспелов стал командиром 1-го пограничного полка с дислокацией в городе Ашхабад. Задача полка — охрана всей советско-персидской границы. С формированием войск ВЧК Туркестана он назначается начальником 1-го района 35-й пограничной бригады.
Погранвойска молодой республики остро нуждались в подготовленных кадрах. В 1923 году в Ашхабаде при непосредственном участии Поспелова была создана школа для подготовки младшего комсостава. Курс был рассчитан на 3 месяца. Выпускники школы становились начальниками и помощниками начальников застав на среднеазиатской границе. Впоследствии эта школа была переведена в Ташкент.
В конце 1925 года Михаил Поспелов был отправлен в бессрочный отпуск в связи с достижением предельного возраста службы. Отпуск получился своеобразным: к нему за помощью обратились руководители экспедиции Академии наук СССР в Кара-Кумы по поиску серы для ее промышленной разработки.
Ученым был нужен человек, который знал местность, прекрасно ориентировался в бескрайних песках, знал местные обычаи и владел туркменским языком. Таким человеком и стал Поспелов, занявший должность начальника каравана. По признанию ученых, высокий профессионализм отставного пограничника позволил экспедиции, несмотря на тяжелейшие условия, добиться блестящих результатов. Спустя год работал Поспелов и в повторной экспедиции.
В конце 1920-х опытный офицер помогал добивать банды басмачей, а перед Великой Отечественной войной он перешел на работу в пожарную часть города Ташкента.
В 1950-х годах ему был присвоен статус персонального пенсионера Узбекской ССР. До последних лет жизни Михаил Поспелов сохранял военную выправку, носил гимнастерку и пограничную фуражку.
10 августа 1962 года, в возрасте 78 лет, человек, всю свою жизнь посвятивший служению державе, умер в Ташкенте.
Внук и правнук Михаила Поспелова были выпускниками суворовского училища, достойно служили в Вооруженных Силах, продолжая традицию, заложенную предком.

 

У Верещагина в фильме на стенах в доме висят фотографии, где Павел Артемьевич запечатлен в форме офицера дореволюционных времен. На снимках он удивительным образом похож на бравого пограничника Михаила Поспелова.

Каких-то документальных подтверждений, что именно он стал прототипом Верещагина, нет. Но как рассказывали его пото:мки к нему в Ташкенте приходила группа кинематографистов.

Герой Михаила Поспелова – таможенник Верещагин, полюбился большой стране, стал достойным воплощением образа человека, посвятившего жизнь своей Родине.

Опубликовано

@Half-Orc, о, довольно интересный факт, я не знал :)

Цитата его вспомнилась: "Я мзду не беру. Мне за державу обидно."

Изменено пользователем FIRE DRAGON

Опубликовано
  • Автор

Я тоже, хоть и жил в его местах, но тоже тогда этого факта не знал. Может потому что я фильм смог посмотреть только в конце  90-ых, когда я уже уехал оттуда.

Опубликовано

О, фильм-легенда, из которого многие фразы растасканы на цитаты. Определенно из серии нестареющей классики, которую можно периодически пересматривать. 

Опубликовано

 

 


его имя Михаил Дмитриевич Поспелов

Я про этого человека давно читала большую статью. Вот же были Люди, человек до самой смерти занимался делом и был предан своей Родине.  Но и актер, который играл Верещагина - Павел Луспекаев, тоже кремень, в 15 лет ушел на фронт, а во время съемок в фильме передвигался на протезах.

Ну и сам фильм конечно замечателен, он душевный. Ну а про нестареющую классику тут уже и без меня не раз написали :) .

  • 1 год спустя...
Опубликовано
Фильм классный, и, как ни странно, не односторонний, как большинство советских фильмов. Даже удивляюсь, как его с царским офицером в роли положительного героя пропустили.
  • 2 недели спустя...
Опубликовано

Фильм хороший, да. Однако, мне он не слишком нравится. Отчасти из-за не очень качественного формата киноленты и отчасти из-за его старомодности и в некотором роде утраченного смысла.

И все же, я не могу говорить о нем плохо, так как раз на раз, да и приходится смотреть эту киноленту.

Фильм поучительный, по своему содержанию, много можно нового извлечь для себя и глубже понять "каноны" той эпохи. Вообщем, рекомендую.

  • 6 лет спустя...
Опубликовано

Отличный фильм со своеобразным юмором и интересными персонажами. И товарищ Сухов не так прост, и Саид и Адбулла, а уж Верещагин в исполнении отличного актера Павла Луспекаева очень сильный персонаж. Каждому из героев приходится делать выбор, чем то жертвовать. Молодость и простота Петрухи и Гюльчатай не выдерживают проверки суровыми условиями пустыни. Фильм весьма атмосферный и как будто действительно говорит: Восток - дело тонкое. 

Опубликовано

Отличный фильм со своеобразным юмором и интересными персонажами. И товарищ Сухов не так прост, и Саид и Адбулла, а уж Верещагин в исполнении отличного актера Павла Луспекаева очень сильный персонаж. Каждому из героев приходится делать выбор, чем то жертвовать. Молодость и простота Петрухи и Гюльчатай не выдерживают проверки суровыми условиями пустыни. Фильм весьма атмосферный и как будто действительно говорит: Восток - дело тонкое. 

Это фильм - легенда. Главный парадокс что результат получился не тот который изначально задумывали создатели. Они открыто говорили о некой пародии на западный Вестерн ... 

Привлекательность фильма в его парадоксальной противоречивости. С одной стороны, это в какой то небольшой мере пародия на вестерн и в то же время боевик и высоко патриотическая картина. 

Отдельно интересный момент картины придующие ей какую то проработанность и глубину -  письма Сухова супруге, которые читаются с его точки зрения, причём вполголоса. {Кстати их тексты придумал сам лично Марк Захаров.}

Изменено пользователем Тьяльф

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

Configure browser push notifications

Chrome (Android)
  1. Tap the lock icon next to the address bar.
  2. Tap Permissions → Notifications.
  3. Adjust your preference.
Chrome (Desktop)
  1. Click the padlock icon in the address bar.
  2. Select Site settings.
  3. Find Notifications and adjust your preference.