Виртуальная реальность — созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности производится в реальном времени.
Объекты виртуальной реальности обычно ведут себя близко к поведению аналогичных объектов материальной реальности. Пользователь может воздействовать на эти объекты в согласии с реальными законами физики (гравитация, свойства воды, столкновение с предметами, отражение и т. п.). Однако часто в развлекательных целях пользователям виртуальных миров позволяется больше, чем возможно в реальной жизни (например: летать, создавать любые предметы и т. п.).
Не следует путать виртуальную реальность с дополненной. Их коренное различие в том, что виртуальная конструирует новый искусственный мир, а дополненная реальность лишь вносит отдельные искусственные элементы в восприятие мира реального.
первые прототипы устройств виртуальной реальности были созданы в конце далеких 60-х годах прошлого века. Но, учитывая технические возможности существовавших тогда компьютеров, обладали весьма скудными возможностями. До недавнего времени эта технология скорее развивалась только в литературе и кинематографе, хотя и на свет выходили некоторые вполне жизнеспособные варианты.
но в последнее время (если взять последние 5 лет) ощущается повышенный интерес к этой теме со стороны многих именитых производителей: тут и htc, и google и появляющиеся малоизвестные стартапы... связано это, как мне кажется, с двумя причинами: 1) игроки (а в первую очередь, игровая отрасль является основной при развитии данной технологии, хотя в последующем я думаю, она будет использоваться и в других областях) насытились механикой, которую могут предложить игры на обычные PC/консолях. поэтому требуется предоставить новый игровой опыт, в котором игрок мог бы полностью определить свое поведение (например, боевка, не ограниченная n-ударами) 2) рост производительности позволил вновь обратить внимание на технологию VR
на сегодняшний день рынок может предложить много вариантов, но все они отличаются по своим возможностям, требованиям... всех их объединяет только цена - увы, пока что это совсем не бюджетные "игрушки".
среди наиболее часто упоминаемых можно выделить: Oculus Rift, HTC Vive, Google Cardboard (и их последователи).
я остановлюсь подробнее на HTC Vive, поскольку мне посчастливилось на НГ поиграться с этим девайсом.
что представляет из себя данный девайс? в комплект входит сам шлем, две базовые станции для трекинга положения, а так же два контроллера.
помимо этого вам понадобится достаточно мощный комп, который будет заниматься рендерингом (да-да, рендериться все на компе, о on-board рендеринге пока можно только мечтать), а так же большая комната (большой комнаты в моей квартире оказалось катастрофически мало, учитывая, что там стоял еще диван, телевизор, елка и прочая мебель)
базовые станции служат для трекинга положения контроллеров и шлема игрока, поэтому их нужно расположить так, что бы их зону сканирования ничего не перекрывало.
за новогоднюю ночь мы попробовали несколько игр (названия, я, к сожалению, не помню):
- стрельба из лука - больше всего понравилась моей жене - на вас волнами набегают противники (по одной дороге, как в tower-defence играх), вы должны их отстреливать из лука, симулируя движения стрельбы (одна рука нацеливает лук, вторая натягивает тетиву)
- зомби-шутер - похожа на стрельбу из лука, только вместо дороги зомби прут со всех сторон, а вместо лука у вас целый арсенал, включающий в себя пистолеты, дробовики, автоматы и канистру с бензином
- стелс-квест (даже не знаю как описать) - вы находитесь в каком-то здании, которое контролируют роботы, вы можете уничтожать роботов, найденными предметами (ножи), если робот вас заметит - вас пристрелят. задача - куда-то дойти)
- платформер -классический платформер с собиранием монеток, в этйо игре вместо оригинальных контроллеров используется обычный геймпад
- серьезный сэм - да-а, одна из моих любимых игр на компе, обладающая затягивающей атмосферой треша и угара, появилась и для VR. Эта игра мне понравилась больше всего - это тот же самый серьезный сэм, только возведенный в сто крат! ощущения просто не передаваемые, когда ты стоишь с вытянутыми руками, в которых у тебя "виртуальные" дробовики и отстреливаешь бегущих врагов, а потом поворачивать голову - а там несется кабан... в общем словами не описать!
- какая-то РПГ, которая мне запомнилась тем, что сражаясь с противниками удары, которые ты выполняешь зависят от твоего действия в реальности, т.е. нет никаких предопределенных действий - крути финты, какие хочешь!
теперь немного обобщенных впечатлений с личным отношением:
1) эта штука тяжеловата - шлем весит 1.5 кг, которые все таки чувствуются на голове. не сказать, что доставляет дискомфорт, но все таки хотелось бы уменьшение веса
2) получая новый игровой опыт мы потеряли возможность передвижения - двигаться можно только в пределах комнаты, для передвижения на большие расстояния используются внтуриигровые телепорты, что конечно не так удобно и круто)
3) качество картинки регрессирует к краям - в центре картинка обладает вполне сносным качеством, но по краям теряется резкость, что доставляет дискомфорт при вращении зрачка при неподвижной голове.
4) цена - такая "игрушка" стоит весьма ощутимых денег - 600$ + компьютер, который будут это рендерить
итого:
технология явно будет развиваться, и я думаю, именно она станет следующим прорывом, и применение ей найдется не только в играх, но и промышленности, но до этого нужно еще решить много проблем