Страна: США
Джонни Кэш — американский певец и композитор-песенник, ключевая фигура в музыке кантри, является одним из самых влиятельных музыкантов XX века. Несмотря на то, что в первую очередь его признали иконой кантри, исполнение песен в таких жанрах как госпел, рок-н-ролл и рокабилли — не редкость. Благодаря своей музыке, стилю жизни на сцене и вне её заслужил авторитет среди большого круга любителей музыки, далеко за пределами жанра кантри. Сам себя позиционировал как исполнителя «христианского кантри».
С Джонни Кэшем ассоциируется устойчивое словосочетание «Человек в чёрном» , поскольку с 1960-х годов для него было характерно ношение тёмной одежды (причины этого он поясняет в тексте одноимённой песни «Man in Black» 1971 года).
Окончив школу в 1950 году, он покинул колонию и уехал в Детройт, штат Мичиган, в поисках работы, где устроился на работу на автозавод Pontiac. Немного проработав, завербовался в ВВС США и после подготовки в Техасе, где он познакомился со своей будущей женой Вивиан Либерто, его отправили служить в Германию, в город Ландсберг-на-Лехе. Во время службы он организовал свою первую группу The Landsberg Barbarians.
По окончании военной службы в 1954 году Джон женился на Вивиан, и молодые переехали в Мемфис. Джон поменял много работ, но настойчиво ходил на прослушивания в студию Сэма Филлипса Sun Records. Ему отказывали в сольной записи, и тогда он нашёл единомышленников и создал The Tennessee Three. И хотя их дебютный сингл «Hey Porter» не попал в чарты, Филлипс заключил с ними контракт, и с 1955 года бэнд активно начал гастролировать и записываться.
Все концерты Кэш начинал со ставшей ритуальной короткой фразы «Здравствуйте. Я — Джонни Кэш». Одними из первых хитов на Sun Records были «Folsom Prison Blues» и «I Walk The Line» — именно они принесли Кэшу общенациональную известность. В 1957 году Кэш перешёл с Sun Records на Columbia Records.
Джонни Кэш был одним из самых успешных исполнителей в истории кантри — у него продано более 50 миллионов копий альбомов. Между тем многие его записи — например «Folsom Prison Blues» — стали классикой пограничного стиля рокабилли.
С начала 1960-х годов у Кэша стала развиваться устойчивая привязанность к наркотикам и алкоголю. В 1968-м году Кэш развёлся со своей первой женой. Многолетняя любовь к Джун Картер, певице из семьи Картеров, кантри-исполнителей, с которой они вместе выступали на концертах и записывали песни, спасла его — он смог перебороть наркотическую зависимость, и через год она наконец-то согласилась стать его женой. В 1968 году Кэш выпустил один из своих самых удачных альбомов — At Folsom Prison, записанный с концерта в тюрьме (следом вышел другой концертный альбом — Johnny Cash At San Quentin, 1969). С 1969 по 1971 годы у Кэша было своё телешоу на канале ABC.
В 1970-е годы Кэш также записал ряд альбомов в стиле госпел и продолжал активно гастролировать, хотя его популярность стала снижаться. В 1981 году состоялось выступление супергруппы ветеранов рокабилли The Survivors в составе Джонни Кэша и его коллег по лейблу Sun Records в 50-е годы Карла Перкинса и Джерри Ли Льюиса, а в 1985 году возникают The Highwaymen (Джонни Кэш, Вэйлон Дженнингс, Вилли Нельсон и Крис Кристофферсон). В 1986 году ветераны Sun Records Кэш, Перкинс, Льюис и Рой Орбисон вернулись в студию Sun и записали совместный альбом Class Of ’55: Memphis Rock and Roll Homecoming. (Любопытно, что первый опыт участия в подобных супергруппах Джонни Кэш получил ещё в декабре 1956 года когда в той же студии Sun принял участие в совместном джем-сейшне с Элвисом Пресли, Карлом Перкинсом и Джерри Ли Льюисом, впоследствии эти записи были выпущены под заголовком The Million Dollars Quartet).
В 24 эпизоде («Лебединая песня») телесериала «Коломбо» Джонни Кэш играет главную роль убийцы, образ которого во многом схож с его реальным амплуа. Сценаристы сериала не скрывали, что роль писалась специально для него.
В 1990-е годы Кэш познакомился с продюсером Риком Рубином и под его руководством записал 6 сольных альбомов в стиле альт-кантри, вышедших в серии под названием American Recordings в 1994—2010 годы (V-й и VI-й диски серии American были выпущены уже после смерти музыканта). Последним прижизненным хитом Кэша стала кавер-версия «Hurt» Nine Inch Nails. Он также исполнил заключительную композицию на альбоме Zooropa ирландской группы U2.
Кэш умер 12 сентября 2003 от диабета, спустя 4 месяца после смерти его жены.
В 2005 году на экраны вышел художественно-биографический фильм «Переступить черту» об отношениях Кэша (в исполнении Хоакина Феникса) и Джун Картер (Риз Уизерспун). Фильм получил 3 премии «Золотой глобус» и одну премию «Оскар».
26 февраля 2010 года, к 78-й годовщине Джонни Кэша, Рик Рубин выпустил последний, посмертный альбом American VI: Ain’t No Grave — заключительную часть серии American, названную критиками наиболее достойным завершением шеститомника.
В постапокалиптическом фильме «Книга Илая» главный герой цитирует Джонни Кэша: «Лишь цветок света на поле тьмы даёт мне силы продолжить путь».
Песня «Ain’t No Grave» использовалась в качестве музыкальной темы рестлера Марка Кэлвея, более известного, как Гробовщик. Группа Alabama 3 посвятила Джону песню «Hello… I’m Johnny Cash». Этой фразой-приветствием (Hello, I’m Johnny Cash) Кэш обычно начинал концерт.
В биографическом фильме о Кэше «Переступить черту» (2005) актёр Хоакин Феникс, сыгравший главную роль, был выбран самим Кэшем. Роль супруги Кэша, Джун Картер, исполнила Риз Уизерспун. Джонни Кэш не дожил до выхода пародии на фильм «Переступить черту» — «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса» (2007), в начале которого ужасающая история гибели его старшего брата Джека, погибшего в 15 лет в результате несчастного случая на лесопилке, осмеивается в гэговском стиле.
Аурелио Вольтер, рассказывая на концертах о своём альбоме "Hate Lives in a Small Town", говорит, что это на самом деле не альбом в стиле кантри, а альбом в стиле Джонни Кэша. Также Кэш упоминается в песне "When You're Dead" с этого альбома.
На личности Кэша и его песнях основан персонаж настольной игры Malifaux, где альтер эго исполнителя получил имя Sue. Ряд его способностей назван в честь треков Кэша или отсылает к ним.
4 февраля 2016 года был открыт новый вид паука-птицееда, который был назван «Aphonopelma johnnycashi». Выбор имени был обусловлен тем, что этот паук был найден рядом с тюрьмой Folsom, воспетой Кэшем в песне «Folsom Prison Blues».
Песни Кэша использовались во множестве кинофильмов, телесериалов и видеоигр, в числе которых Grand Theft Auto V (2013); "Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction" (2010), «Джанго освобождённый» (2012), «Мой парень — псих» (2012), «Прислуга» (2011), «Безумцы» (2010), Guitar Hero (2009), «Рассвет мертвецов» (2004), "Миллиарды" (2016), «Логан» (2017), «Пираты Карибского Моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (2017).
Шикарнейший мужик, который очень сильно повлиял не только на кантри-сцену, но и на всю музыкальньную сцену, на все жанры. Это прекрасно, однако. Респект и уважуха старику