Перейти к содержанию
View in the app

A better way to browse. Learn more.

Best Gothic Forums

A full-screen app on your home screen with push notifications, badges and more.

To install this app on iOS and iPadOS
  1. Tap the Share icon in Safari
  2. Scroll the menu and tap Add to Home Screen.
  3. Tap Add in the top-right corner.
To install this app on Android
  1. Tap the 3-dot menu (⋮) in the top-right corner of the browser.
  2. Tap Add to Home screen or Install app.
  3. Confirm by tapping Install.
Опубликовано

d361c63c12b8505ceb61d18cf4abfe10.jpeg

 

Братья Стругацкие — Аркадий Натанович Стругацкий (28 августа 1925, Батуми — 12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович Стругацкий (15 апреля 1933,Ленинград — 19 ноября 2012, Санкт-Петербург) — русские советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.



 



В 1959 году вышла первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной.[3] Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.

Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого — светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.

Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964). В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего общества потребления, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».

В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена произведением «Сказка о Тройке» (1968 — первоначальный вариант; 1989 — сокращённый переработанный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться — опубликовавший произведение иркутский альманах «Ангара» перестал выходить, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах — в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего — того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» — «Новый мир», № 11, 1968).

Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1975, опубл. в 1988—1989), в котором, по словам Марка Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения». Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).

Очередное обращение к Миру Полудня — романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» — «Советская библиография», № 1, 1990).

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.

 

 

 

На этих братьев я наткнулся совершенно случайно, а точнее нет, я на них наткнулся определенно. Тогда еще только-только выходил S.T.A.L.K.E.R., и я решил прочитать исходники идей использованных в нем. Пикник на обочине и решил судьбу авторов для меня. В течении нескольких месяцев я прочитал все книги Стругацких, они просто шикарны: идеи, стиль, глубина. Но все же особенно хочется выделить Мир Полудня. В нем присутствует такая связь, такая история, которая пронизывает все книги в серии, что я наверное нигде не видел такого.

В общем, кроме одобряющих криков и слов то нет ;)

Изменено пользователем Zuboskal

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Я тоже начал с "Пикника...", но не из за игры. Порекомендовал отец. Но больше всего я завидую тем, кто не читал "Понедельник начинается в субботу". Потому что эмоции, когда читаешь первый раз, непередаваемы.

Опубликовано

Признаться, читал только одну книгу. "Отель "У погибшего альпиниста". После этого пропало желание знакомится с творчеством этих писателей. 

Опубликовано

Читать их немного "тяжеловато". Мне повезло что первой мне попала в руки их книжка, которую было легко читать - сказка для младших научных сотрудников "Понедельник начинается в субботу" - это ещё в школе было, затем уже в технаре читал продолжение сказки - "Сказка о  тройке. До сих пор нравится этот цикл.  Потом уже читал много их книг, но самый большой след оставили в памяти первые книги.

Опубликовано

На смартфоне читаю книгу под названием "Трудно быть богом". В целом не слишком-то она и интересная, но отдельные моменты довольно богаты на философию и рассуждения, лишь по этому нахожу ее отчасти неплохой. Солидарен так же с мнением Half-Orc'a, что читать действительно немного "тяжеловато". Хотя, возможно, у меня такое впечатление сложилось по той причине, что читай рывками, да еще и на электронной платформе... 

Изменено пользователем Дориус

Опубликовано

А я балдею с их, как они сами говорили, первого и чересчур идеализированного детища - "Страны багровых туч". Нравится просто до жути. "Понедельник начинается в субботу" тоже впечатлила.

Опубликовано

Читал "Трудно быть Богом" - неплохая параллель с земным укладом жизни и историей. Младший брат, кстати, помер относительно недавно.

Опубликовано

2012 год вообще был "богат" на смерти хороших писателей, тот же Рей Брэдбери тоже скончался в этом году. 

  • 6 месяцев спустя...
Опубликовано

Наверное единственный тандем среди фантастов у которого инопланетяне не являются кровавыми уродами, стремящимися втопать землян в могилу, за что и нравятся.

Очень хорошо проработанные миры и сюжет романов. Началось все с повести "За миллиард лет до конца света", дальше были почти все книги. До сих пор некоторые из них перечитываю вновь и вновь.

  • 2 месяца спустя...
Опубликовано

Сначала был Шухарт, и слово было у Шухарта, и это слово вывернуло наизнанку: 

 

 

Он только твердил про себя с отчаянием, как молитву: "Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой... всемогущий, всесильный, всепонимающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, - ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: "СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!

 И с тех пор книги Стругацких стали постоянными спутниками. Не все, конечно. Какие-то больше нравятся, а к иным возвращаюсь крайне редко. Например, "Сказку о Тройке" считаю гораздо хуже "Понедельника..."

Изменено пользователем Вайпер

  • 2 недели спустя...
Опубликовано

Читал некоторые романы. "Пикник на обочине" само собой. Ещё "Отель у погибшего альпиниста", причём книгу читал гораздо позже фильма. 

Знаменитый "Понедельник" - как без него.  Также читал киносценарий "Пять ложек эликсира" (фильм "Искушение Б.") 

"Трудно быть богом" и "Обитаемый остров". Вроде всё. Стиль Стругацких имеет свой, порой специфический стиль, поэтому многие читающие фантастику их романы не жалуют. 

  • 4 года спустя...
Опубликовано

С братьев Стругацких для меня началась фантастика. Из из произведений прочитал Обитаемый остров - сильно, там, думаю, сатира на тоталитарный строй. Помню Пикник на обочине, выделятся философской концовкой и темой смысла жизни. Отель у погибшего альпиниста вообще воспринимается как детектив, шикарно. Оценил Понедельник начинается в субботу и короткий рассказ про спасение друга в Новый год

  • 7 лет спустя...
Опубликовано

Я обычно, если меня заинтересовал какой-то один роман, заказываю сборник с тремя-четырьмя романами, включая желаемый. И из соображения "оптом - дешевле", и из соображения "издание из трёх романов занимает меньше места, чем три издания по одному роману", и из соображения "а вдруг я после вкусной рецензии на второй роман в этом сборнике решу прочитать именно этот роман".

Вот и из-за романа "Трудно быть богом" я приобрёл издание из трёх романов. Из этого издания я только "Трудно быть богом" и прочитал; два других входящих в издание романа меня не заинтересовали. А роман "Трудно быть богом" - скорее плохой, чем хороший. И там главный герой переговаривается с кем-то другим через устройство связи, встроенное в ободок... 

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

Configure browser push notifications

Chrome (Android)
  1. Tap the lock icon next to the address bar.
  2. Tap Permissions → Notifications.
  3. Adjust your preference.
Chrome (Desktop)
  1. Click the padlock icon in the address bar.
  2. Select Site settings.
  3. Find Notifications and adjust your preference.