Наверное, еще ни одна игра серии «Героев Меча и Магии» не вызывала стольких споров – порой до выяснения отношений на кулаках, – как «Герои 4». Эта игра, как и ее предшественницы, была разработана студией New World Computering и выпущена компанией 3DO в 2002-м году.
Помимо своеобразной графики, создающей иллюзию трехмерности, эта часть имела полностью переработанный по сравнению с Тройкой геймплей – получилось нечто среднее между стратегией и РПГ, что понравилось далеко не всем игрокам… Большинство такие изменения приняли в штыки.
И это вполне объяснимо: игра вышла, скажем так, сыроватой. Те инновационные идеи, что были в ней, были явно недоработаны. ИИ откровенно оставляло желать лучшего – его можно назвать едва ли не худшим в серии. Не отрегулирован был и баланс, в итоге в тех же кампаниях последние миссии были откровенно скучными с игровой точки зрения – прокачанный герой уже расхаживал, будто царь природы, и пачками укладывал на обе лопатки черных драконов… В общем, если задумка и была не плоха в идеале, то в реале все оказалось не так радужно.
Не порадовал игроков и сюжетный поворот: разработчики поставили крест на Энроте, уничтожив полюбившуюся всем планету и убив ряд дорогих уже сердцу персонажей. А вместо него подсунули игрокам неизвестный Аксеот…
Впрочем, у Четверки все же появились свои преданные поклонники: в основном это были любители как раз РПГ-элементов, нежели стратегии… Они простили разработчикам непроработанный геймплей и шаткий баланс и сосредоточили внимание на плюсах, которые подарила им игра.
Тем не менее, факт остается фактом – всенародной любви «Герои 4» не завоевали, в итоге уже следующая игра серии вернулась к истокам – касательно геймплея, сюжет же был перенесен уже в иную вселенную.
Но вернемся к нашей многострадальной Четверке.
Сегодня я предлагаю вам не спорить о плюсах и минусах геймплея, а поговорить именно о сюжетной части оригинала игры – о беженцах с Энрота и их судьбе на новой планете. Ведь, как бы «олдфаги» ни костерили Четверку, все признают: у этой игры удивительная по красоте музыка и… сильные в своей литературной части кампании. К ним и обратимся.
В игре было создано пять типов магии и одна не-магия: Жизнь, Смерть, Природа, Хаос, Порядок и Сила. Соответственно, на Аксеоте и беженцы разбились на шесть же групп, каждая из которых создала свое государство. Многим из них, правда, пришлось находить общий язык с другими выходцами из Энрота – таким образом сюжетно было объяснено слияние многих городов, к примеру, некромантов и эофольцев, извечных противников. А что делать? Хочешь найти прибежище в новом мире и выстоять против конкурентов – изволь идти на компромисс.
Итак, какие же перед нами кампании?
The True Blade – Истинный клинок
Игра за Жизнь, а точнее, за беженцев из Эрафии. Они основывают свое государство – Палаэдра. Их главой становится лорд Лисандер: из бывшего рыцаря королевы Катерины получился хороший лидер. Он сплотил беженцев, навел порядок в стране, поставил ее на ноги фактически … Но тут «на готовенькое» приходит некий Вортон, объявивший себя наследником династии Грифонхартов. И ведь основания у него, паршивца, есть, да еще какие: он может достать из ножен знаменитый меч Грифонхартов, который слушается лишь того, в чьих жилах течет кровь этого рода Эрафии. Лисандер не претендует на трон, но смутьян Вортон у него вызывает подозрения. И вот глава Палаэдры вынужден оставить все дела – и пойти разбираться, действительно ли сей товарищ глаголет истину или бесстыдно врет, а история с мечом – это некий трюк?
Играем мы за Лисандера, а повествование ведется от лица его оруженосца – Милтона. И в его истории мы не только переживаем проблемы ново-Эрафии, но и радости и печали простого воина… который мечтает втайне о семье, но боится создавать ее: а вдруг убьют, и его жена останется вдовой, а дети – сиротами? Когда-то так случилось с ним самим…
Таким образом, перед нами психологическая драма, впрочем, со счастливым концом.
Милтон преодолеет свои страхи и найдет себе спутницу жизни, а Лисандер… обнаружит правду, которую искал. Причем весьма неожиданную для него самого.
Glory of Days Past – Слава минувших дней
Это история о варварах – о беженцах из Крюлода. Видимо, Килгора им было мало. Выжили, переместились на Аксеот, но… дурная голова успокоиться не может, разные племена продолжают извечные распри, уничтожая друг друга. Такими темпами скоро их народ канет в лету… Нужно срочно что-то делать
И вот нам предстоит привести варваров к новой философии жизни: сделать из них воинов, но не подлых убийц, сплоченный единый народ, а не разрозненные племена, жаждущие крови друг друга. И действовать нам предстоит где-то мечом, а где-то и дипломатией.
В роли спасителя и миротворца выступает юный Вэржак – воспитанник бессмертного героя Тарнума. Умудренный опытом своей непростой многосотлетней жизни, наставник научил этого юношу не только сражаться, но и думать, не только побеждать клинком, но и умом, а также сердцем притягивать к себе союзников… Ведь только так можно привести к миру их народ: где-то воюя, а где-то обучая варваров жить мирно.
Очень сильная сюжетно кампания, заставляющая о многом задуматься. И да – Вэржаку удалось-таки создать Племенные земли – новый Крюлод, – но уже с иными порядками.
The Price of Peace – Цена мира
Самая длинная и противоречивая кампания, в которой мы играем за две стороны: «хороших» и «плохих». Хотя здесь нет, в общем-то, злодеев и героев, можно сказать, что это кампания о несчастных беженцах из Бракады: об их нелегком выборе, преодолении слабостей – или поражении от рук своих внутренних демонов.
Да, одна из самых мощных в магическом отношении стран Антагарича – страна Света – оказалась разрываема на части противоречиями, скатилась в кровавые войны, едва не став противоположностью самой себя. Гевин Магнус, сломленный потерей того, что он век за веком создавал и лелеял, приходит к неутешительному и отчаянному решению: раз люди сами не могут жить в мире, значит, их нужно принудить – отняв у них волю. Ведь все беды от того, что каждый человек – эгоист, и из столкновения разных «я» и рождаются проблемы. И войны в конечном счете.
В своем стремлении создать «страну рая» (а точнее, страну бесчувственных марионеток, лишенных своих мыслей) Магнус начинает скатываться во Тьму, вынуждая своих же союзников пойти против него. А именно: своего верного слугу, джинна Солмира.
Также мы играем и за юную чародейку Эмилию Найтхевен – уроженку Бракады, волею судьбы ставшую создательницей новой страны – идейной наследницы своей родины: Великого Аркана. А также вынужденной сражаться против самого Бессмертного короля, чтобы не дать тому поработить разум своих подданных, для которых она стала защитой и опорой.
Хотя вначале Солмир является ее врагом, потом джинн переходит на ее сторону, совершив фактически предательство.
Финал вроде бы хорош: армия Магнуса терпит поражение, страшный артефакт, забирающий волю, разбит. Но победители оказываются в чем-то такими же проигравшими, ибо эта война, по сути, была бессмысленна. Разве что доказала, что нельзя сделать людей счастливыми, лишив их своего «я», что должен быть иной путь.
Хотя вряд ли рай на земле вообще возможен.
Кампания по силе равна «Славе минувших дней» и заставляет сопереживать всем персонажам.
Elwin and Shaera – Элвин и Шаэра
Романтику заказывали? Ну, не все ж нам страдать и думать о судьбах мира… Надо же и отдохнуть когда-то.
В общем, перед нами фэнтезийная эльфийская мелодрама: действующие лица указаны в названии. Они любят друг друга, но… папенька девушки категорически против этого союза, не верит он лентяю Элвину, который ничего в жизни добиться не может. Как такому единственную дочь доверить?
К тому же у эльфа есть и коварный соперник: некто лорд Гарк, тоже влюбленный в Шаэру и строящий Элвину всяческие козни, не давая ему быть счастливым со своей любимой… Но кончится все хэппи-эндом, не переживайте.
Шутки-шутками, подколы-подколами, но на самом деле история любви получилась неплохой. Да, есть романтичные сцены, слезы и т.п., но даже эта мелодрама кое-чему учит нас. А именно: как любовь может сделать сильным и заставить перемениться даже неудачника и увальня, каким был Элвин. Защищая свою милую, а потом борясь за нее, он сделал невозможное: стал друидом и храбрым воином, проявил себя в ряде сражений и важных поручений, показал себя великодушным даже по отношении к поверженному сопернику… Да, настоящая любовь, стремление стать лучше ради своей половинки творит чудеса.
И это уже не сказка… Это история духовного роста и преодоления своих слабостей.
Half-Dead - Полумертвый
Ну, как же мы без некромантов-то? Однако если вы подумали, что нам поручат захватить мир и устроить массовый геноцид кому-то там, то вы сильно ошиблись. Перед нами, наверное, один из самых интересных и нетипичных некромантов всей геройской серии – Голдот.
И не только по внешности: из-за странного воздействия заклинания он стал на одну половину мертвым, на другую остался живым, существуя одновременно в двух мирах, понимая горести людей, но в то же время желая познать тайны некромантии… Вечная борьба с самим собой, с двумя своими сторонами души будет сопровождать его всю кампанию – а может, и до скончания веков.
И это тоже история о духовном взрослении. Как юный, по сути, некромант (ему на момент действия не дашь более 25-26 лет) постепенно преодолевает обиды на людей, попытавшихся его ни за что ни про что сжечь на костре, и желание мстить им. Как выдерживает искушение властью, ограничившись своим созданным государством – Некроссом – и не позаривщись на земли соседей, хотя все карты были в его руках… Как тяжело переживает предательство собственного учителя – единственного, кому он доверял. Как из мстителя превращается, по сути, в спасителя людей, защитив их от злобного божества Смерти, через учителя пытавшегося поживиться энергией всех беженцев из Энрота... Как понимает, что его путь – вечный поиск Равновесия, ведущий к магии Природы, которая умеет сочетать в себе Жизнь и Смерть, Хаос и Порядок. И как в своем пути Голдот узнает даже, что такое любовь… История его отношений со священницей из Палаэдры красива и очень трагична.
В общем, это третья по силе кампания, тоже задающая нам немало вопросов. Особенно тем, кто тоже ищет равновесия – и раздираем противоречиями, как и Голдот. И кто является поклонником «нетипичных» некромантов: философов, ищущих истину, а не власть, суровых, но не жестоких.
A Pirate's Daughter – Дочь Пирата
Ну и напоследок нас снова ждет отдых – пиратская тематика Хаоса. Да, выходцы из Нигона не создали единого государства – а может, и создали. Речь не о них, а о пиратах. Вернее, о пиратке – Тауни Балфор. Эта своевольная, расчетливая, дерзкая и смелая девчонка лелеет в душе настоящие наполеоновские планы – не только доказать, что и женщина сможет быть капитаном, не только стать круче отца, но и сделаться госпожой так называемого Золотого моря. На пути у нее будет много препятствий: морские и сухопутные бои, недруги и среди чужих, и среди своих…
Особой философии здесь не ждите, но вот наприключаетесь вволю. Любителям всех пиратов посвящается и усиленно рекомендуется.
Хотя гидры и черные драконы на пиратских кораблях довольно смешны… Но что поделать – чем богаты, тем и рады.
Ну а теперь ваша очередь, форумчане. Какая из этих кампаний (или какие) вам больше понравилась (понравились) и почему? Сюжетом, отдельными миссиями, харизматичными героями?
Сообщение отредактировал Wollcroft: 30 July 2017 - 13:17