Сюжет игры разворачивается в вымышленном королевстве Миртана, в котором правит король Робар II. После ряда военных побед королевские войска столкнулись с орками и начали терпеть одно поражение за другим. Единственным средством борьбы стало оружие и доспехи из магической руды, которая добывалась в нескольких местах королевства. Одним из таких мест являлся остров Хоринис (нем. Khorinis) с одноимённым городом-портом, в глубине которого находилась Долина Рудников. Чтобы увеличить добычу руды в этом месте, Робар II приказал ссылать туда преступников на каторжный труд в шахтах вне зависимости от тяжести преступления.
Чтобы исключить возможность побега, король приказал возвести над шахтами магический барьер, пропускающий живых существ только внутрь и убивающий их при попытке выхода обратно. Однако что-то пошло не так, и Барьер поглотил всю Долину рудников и ряд форпостов орков. Маги — создатели Барьера тоже оказались в плену своего изобретения.
Королевские солдаты в замке были перебиты заключёнными, которые завладели огромной землёй, богатой ресурсами. Во главе местного самоуправления встал бывший криминальный авторитет Гомез вместе с группой беспрекословно преданных ему людей. Однако королевству была нужна магическая руда, а заключённые нуждались в пище, инструментах и оружии, поэтому король заключил договор с Гомезом — в обмен на них заключенные поставляли королю руду.
Протагониста обрекают на вечную ссылку за Барьер, однако Верховный маг Огня Пирокар просит его доставить письмо своим коллегам, оставшимся за Барьером. Главный герой соглашается. Солдаты выталкивают его за Барьер, где его избивают стражники Гомеза, а от дальнейших побоев и возможной смерти его спасает Диего, глава «призраков» (нижних чинов охраны) Старого Лагеря.
С этого момента начинается сама игра и игрок впервые получает управление Главным героем. Вскоре, он набирает репутацию и получает возможность вступить в один из трех лагерей: Старый, Новый или Болотный. Так или иначе, во второй главе, после вступления он должен отправиться в Болотный Лагерь, сектанты которого хотят разрушить магический Барьер, и готовят Великую Церемонию. Для Церемонии они собирают слюну ползунов, но их предводитель Юберион, также посылает Героя найти юнитор — один из пяти магических камней, с помощью которых некогда был возведен Барьер. Юберион уже послал за ним послушника Нираса, и тот не вернулся. Герой находит Нираса, тот сошел с ума и полагает, что он один служит Спящему. Нирас нападает на Героя, и тот убивает его. Вернув юнитор, персонаж отправляется в Старую Шахту, так как для Церемонии не хватает реагента, связанного с ползунами.